БИЗНЕС в электричках известен с конца 80-х годов прошлого века. Пригородные поезда тогда вмиг стали заманчивой торговой площадкой для предприимчивых людей. В вагонах то и дело предлагали календари с фотографиями эстрадных звезд, игральные карты, горячие пирожки и другие продукты питания, напитки, расписание движения поездов. Тогда родилась поговорка: «Электричка — коробейнику сестричка». Челночат по дизелям и электричкам и сегодня, может, не в таком массовом порядке, как прежде, но все же немало. Плюс такой торговли — товар, причем недорогой, сам приходит к покупателю. Какую же продукцию предлагают в общественном транспорте и насколько законна ее реализация? Корреспонденты «СГ» изучали «поездной» рынок в Гомельской, Брестской и Витебской областях.
В ПРИГОРОДНЫХ поездах в направлении на Оршу из Минска работает целая бригада коробейников. Они разделили между собой участки пути. Причем очень быстро смекнули, что в электричках пользуются спросом не просто привычные товары (газеты, продукты), но и вещи необычные: ночной мини-светильник, формочки для выпекания, супер-клей, лейкопластырь… В дачный сезон расходятся как горячие пирожки спреи и мази от насекомых и грызунов. Интересная деталь: у каждого коробейника свой товар, ассортимент не должен повторяться. Впрочем, что касается популярнейшего предложения — расписания движения поездов — ограничений нет. Да и продают распечатку гораздо раньше, чем информацию напечатают в газетах или вывесят на сайте.
Коробейник Андрей из Смолевичей посвящает меня в тайны профессии: «Главное для нас — товары должны быть малогабаритными, технически несложными. Ведь времени на их демонстрацию у продавца нет, гарантий тоже не даем. Плюс еще один немаловажный фактор — невысокая цена, иначе не продашь». Коробейник умалчивает, что стоимость на определенные виды продукции все же выше, чем в киосках и магазинах, потому что иначе остался бы внакладе. Товар закупает в основном на рынках.
Сам Андрей сменил две профессии. Но так и не нашел дела прибыльней, чем торговать в вагонах. Ведь налогов Андрей не платит, числится в соцслужбе как безработный, минимальное пособие получает, поскольку уволился по собственному желанию. Тем временем в месяц у него набегает не менее 5 миллионов рублей. Неплохо устроился?
А вот Алексей Небосько, который промышляет в дизелях Оршанского и Витебского направлений, продает… свой талант. Поет в вагонах песни под гитару. Да так вдохновенно, что пассажиров не нужно уговаривать бросать в его рюкзак деньги. Причем у Небосько все законно. Зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Ежемесячно платит налоги — до полутора миллионов рублей в месяц. На жизнь остается 7—8 миллионов рублей.
В Гомеле умудряются приторговывать и в городских автобусах. Совсем недавно в одном из них пассажирка продавала пуховые платки. Никто особо не возмущался. А водитель сделал вид, что ничего не замечает. В дизелях предлагают в основном продукты и предметы одежды: семечки, глазированные сырки в ассортименте, носки мужские и женские. В поездах эконом-класса это уже стало «доброй» традицией.
Вера работает коробейником с 90-х годов ХХ века. Она потеряла официальную работу — сократили. С тех пор жарит семечки, насыпает в кульки и продает их в поездах самых разных направлений. Также приторговывает сырками. Пробовала заработать на мороженом. Но оказалось невыгодно. Тем не менее, говорит, что «хотя и не разбогатела, но детей вырастила и выучила».
А вот в Жлобине славившуюся на всю страну «железнодорожную» торговлю мягкими игрушками приостановили. Точнее, окультурили. Ранее бизнес создавал проблему. Бывало, что поезд уже тронулся, а люди не успевали расплатиться, кто-то опаздывал... А теперь мягкие игрушки в Жлобине продаются на специализированном рынке возле вокзала. Тигры рядом с кошками и зайками в благоустроенных роллерах.
Судя по частоте появления торговцев с громадными сумками в салонах поездов, на железнодорожных станциях Брестчины, выходных у них нет. Предлагают всякую всячину, начиная от минеральной воды и заканчивая ножницами «по специальной акции».
Интересно, что цены на товары у коробейников выше, чем в киосках или магазинах едва ли не в два-три раза. В дизель-поезде Брест — Лунинец торговля начинается после станции Жабинка. Чего только нет в дорожном ассортименте: чипсы «Лейс», халва в шоколаде, лимонад и даже пиво. Некоторые пассажиры клюют на удочку продавца. Других вариантов ведь нет. Поезд в пути больше пяти часов.
По вагонам проносят кофе и чай, которые разливают в пластиковые стаканчики. Весьма кстати вафли, печенье и другие сладости. Товары пользуются спросом в основном у молодежи. Ножи и приспособления для их заточки охотно берут домохозяйки. Мужей больше интересуют карманные фонарики, зажигалки и прочие товары, которые часто нужны, но не всегда оказываются под рукой.
Особенно оживленная торговля по маршруту от Кобрина до Дрогичина. Дальше активность спадает. Свой товар уличные продавцы предлагают и на станциях, начиная от Бреста-Восточного и заканчивая Лунинцом. Торгуют и в дизель-поездах, следующих на Хотислав, Влодаву, правда, реже, чем на центральных направлениях. В электричках, которые идут из Бреста на Барановичи и Минск, людей, занимающихся таким бизнесом, тоже встретишь нечасто.
А ЧТО думают о деятельности коробейников сами железнодорожники? Как объяснили в моторовагонном депо Минского отделения БЖД, еще в 2009 году руководство дорогой ввело запрет на любую розничную торговлю в пригородных электропоездах. Решили, что их вагоны не могут служить площадкой для мелкорозничного торга. Что касается поездов дальнего следования, то коробейники здесь тоже не нужны. Во-первых, некому контролировать качество их товара, и пассажиры могут отравиться продуктами зачастую неизвестного происхождения. Во-вторых, у проводников есть все необходимое: чай, кофе, нехитрая снедь, печатные издания. Опять же работают вагоны-рестораны или буфеты.
— Во всех пассажирских поездах продадут и бесплатно приготовят в купе чай, кофе, соки и другие безалкогольные напитки, — пояснил начальник отдела обслуживания пассажиров пассажирской службы управления Белорусской железной дороги Денис Тонконог. — В поездах международного сообщения категории «фирменный» в отдельных купейных и СВ-вагонах, помимо комплекта постельного белья, предоставляется набор питания, стоимость которого включена в стоимость проездного документа. В купе может быть доставлен заказ, сделанный пассажиром в вагоне-ресторане. Пример в этом отношении поезда «Беларусь» Минск—Москва, «Звязда» Минск—Санкт-Петербург, «Сож» Гомель—Москва, «Белый Аист» Минск— Киев. Стоимость набора питания в вагонах повышенной комфортности для купейных вагонов — 80 000 рублей. Для вагонов СВ — 100000.
В большинстве коробейники торгуют по мелочам. Вещи, которые они предлагают, не портятся, как правило, не требуют гарантии. Почему бы все-таки руководству железной дороги не пойти навстречу и не включить зеленый свет коробейникам? Многие из них не против зарегистрировать свою деятельность. Так они выйдут из подполья, а железная дорога и те, кто пользуется ее услугами, только от этого приобретут.
КОММЕНТАРИЙ
Заместителя начальника управления организации проверок и контроля сети интернет Министерства по налогам и сборам Беларуси Михаила МАХТАДУЯ:
— Торговля разрешена в тех местах, где созданы соответствующие условия и соблюдены определенные санитарные нормы. А если человек торгует и не зарегистрировался как предприниматель, ему грозит штраф до 100 базовых величин. Конечный вердикт выносит суд.