Лев без чувства зависти

К встрече с художником–графиком Львом Алимовым проштудировала интернет...

К встрече с художником–графиком Львом Алимовым проштудировала интернет. Информации негусто. Даже вездесущая сетевая энциклопедия Википедия почему–то не знает Алимова. Он не любитель интервью? Да, он — «Рожденный в маске». За офорт–автопортрет с таким названием художник в свое время стал «Человеком года в искусстве» по версии Кембриджского университета. Эту работу можно увидеть в коллекции «Третьяковки». Многие другие — в музеях и частных коллекциях десятков стран мира. Недавно Российская академия художеств избрала брестчанина почетным академиком. Хороший повод для знакомства с мастером офорта — сложной и уникальной графической техники, которой Лев Алимов владеет в совершенстве.


О звездах


Мастерская Алимова — на чердаке брестской многоэтажки с видом на набережную Мухавца. С балкона, если засидеться, можно наблюдать за звездами. Лев Борисович встречает меня в привычном для себя образе: борода, джинсы, пиджак, стильные кожаные туфли. Кажется моложе, чем по паспорту. Сыплет остротами. Подает тяжелый финский стул, который, если верить надписи снизу, его коллега вынес из «Интуриста». Потом подарил Алимову.


Из всех искусств важнее всех — Сергей Цигаль


Чтобы облегчить мою задачу — непрофессионально расспрашивать об офорте, Лев Борисович достает фотоальбомы. Фотографии вперемешку — дочка, внуки, российские знаменитости. Павел Чухрай, Михаил Швыдкой, Марк Рудинштейн, с которым Алимов служил вместе в армии. На одной из фотографий Алимова обнимает сама Любовь Полищук. Рядом — ее супруг Сергей Цигаль. Лев Борисович перелистывает несколько страничек и показывает мне памятник на могиле народной артистки:


— Цигаль сам изготовил бюст Любови Григорьевны. Из хрусталя.


Алимов и Цигаль давно дружат. Познакомились в Доме творчества художников на озере Сенеж. Не только талант, но и эта дружба открывает перед брестским художником многие двери в Москве. Алимов смеется:


— Когда мне дали слово на банкете по случаю избрания в академики, я не преминул сказать, что «из всех искусств важнейшим является Сергей Цигаль».


О Москве


Родители Алимова жили в Москве. После убийства Кирова в 1934 году были выселены.


— Приехали в Брест. Здесь нормально относились к русским. После школы я легко поступил учиться в Москве. Хотел там остаться. Два года «бомжевал» — жил без прописки. После попыток осесть в России вернулись с супругой в Брест. Очарован Москвой, хотя она плохая стала. Бандитская. Богатая. Но переулки и красивые улочки из прошлого остались. Задумайтесь: Лялин переулок — название–то какое! Но и туда добралась агрессивная реклама: стоящая, висящая, едущая...


О письмах и интернете


Художник говорит, что его нет в интернете. А я нашла профиль в одной из соцсетей. Там его офорт «Рожденный в маске» некто закрепил вместо фото. Лев Борисович посмотрел и открестился:


— Не мое это — интернет.


Он — за живой эпистолярный жанр. В свое время писал, точнее, рисовал, письма Сергею Цигалю и отправлял в Москву почтой. Друг отвечать не удосуживался. А недавно опубликовал письма. Алимов показывает мне журнал:


— Вот взял и нахвалил. А я перестал писать.


Письма в журнале сопровождает текст от имени Цигаля. Приблизительно такой: «За последние 15 лет у меня накопилось настоящее эпистолярное сокровище. На бумаге разного размера и качества неторопливо проиллюстрированы все события, произошедшие в Левиной жизни и моей... Удивительно внимательный к деталям, мастер, человек с большим чувством юмора... Каждое такое письмо — это праздник для всей нашей семьи».


О выставках


Алимов участвовал в сотне конкурсных международных выставок. А персональных всего шесть. Причем последняя — в 1994 году в Москве. Интересуюсь планами. Вспоминает:


— Организовал московскую арт–директор издательского дома «Коммерсантъ» Никита Голованов. До этого были Минск, Брест, Вайнгартен — Германия. И две в США: 1993-й — Де–Мойн, 1994-й — Нью–Йорк. Хватит. Есть люди, которые быстро делают выставки. У меня нет по этому поводу честолюбия.


Правда, на будущий год все же планирует выставиться в Москве.


— По каналу «Культура» сказали, что звание ни к чему не обязывает. Художника как раз обязывает. Недавно мне так мягко, ненавязчиво предложили звание. Бесплатно. Но главное — провести мастер–класс для учащихся Российского академического художественного лицея им. Сурикова. Директор — вице–президент РАХ Александр Ястребенецкий предложил. Я говорю: станка офортного нет. Принесем, сказал. Я с радостью, конечно, поучаствую.


О талантах


В 1993 году на Х Всеамериканском симпозиуме по печатной графике Алимов выступил с докладом о белорусской графике. И многие из присутствующих впервые осознали, что существует белорусская национальная школа графики высочайшего уровня. Алимов о коллегах говорит с гордостью. Чем меня удивил. Творческие люди нечасто отмечают успехи других. А он перечисляет имена: Валерий Славук, Владимир Вишневский, Юрий Яковенко, Павел Татарников, Михаил и Владимир Басалыги, Роман Сустов, Арлен Кашкуревич...


— У меня спрашивают, почему не пишу цветом. А я делаю то, что умею. Тонко и точно. Но утешаю себя не тем, что у меня премии, звания. Выпивал когда–то. Бросил. Это — важнее. У меня три внука. Я стал толерантным. Да, много во мне плохого. Но если человек куда–то удачно попадает в профессиональном плане, радуюсь. Не завидую, а радуюсь.


Кисточку не обманешь


Алимов некоторое время был председателем правления Брестского областного отделения Союза художников. Теперь простой «сябра». Признается:


— Халтурщики в любом союзе есть. Предположим, окончила девочка институт. Ее похвалили. Больше всех — мама. Кругозор мал. Запас познания искусства невелик. А она думает, что гениальна. Не зря у меня на дверях цитата из Евгения Баратынского: «Не бойся едких осуждений, но — упоительных похвал». Уровень профессиональный свалился здорово. Но, как сказал народный художник Беларуси Владимир Толстик, кисточку не обманешь. Теперь молодые нередко пишут мастихином. Мне это напоминает намазывание масла на хлеб. Это съедобное рисование. А искусство не всегда съедобное. Оно должно быть цепляющим. У настоящего художника должен быть принцип: не навредить. И еще. Если ты стараешься, работу обязательно купят.


Напоследок Алимов показывает бумагу ручной работы, офортный станок. Металлические печатные формы с ювелирно тонкими изображениями, с которых потом получаются оттиски. Три новых психоделических этюда.


И я не понимаю, почему к его мастерской не стоит очередь за автографами...


Справка «СБ»


Художник Лев Борисович Алимов родился в 1945 году в Бресте. В 1970 году окончил Московское художественное училище Памяти 1905 года (ныне Государственное Академическое). Работает в станковой и книжной графике. В 1998 году Биографический институт (США) включил Алимова в энциклопедический сборник «5000 личностей мира». В 2010 году награжден медалью Франциска Скорины.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter