Как наши спортсмены осваивают вейкборд и водные лыжи

Летят по волнам

Начиналось все с Гагарина. Именно первый космонавт когда‑то получил в подарок от королевы Англии катер и водные лыжи, а после привез их в СССР. В Беларуси воднолыжный спорт начал развиваться несколько позже, но с тех пор оказался одним из самых титулованных. 33 титула чемпионов мира, шесть мировых рекордов. При этом очень скоро в водной жизни страны может открыться совершенно новая страница.

Лыжи

Одним из тех, кто торил дорогу нашим воднолыжникам на пьедесталы почета чемпионатов мира, стал Олег Девятовский. Брат известного легкоатлета Вадима Девятовского сегодня является главным тренером сборной и утверждает, что уровень результатов команды с каждым годом лишь растет: 

— Я начал заниматься в 1983 году. Воднолыжный клуб имени Юрия Гагарина в Новополоцке — один из двух центров, которые развивали водные лыжи в Беларуси. И на тот момент это был уже достаточно популярный и успешный вид. Хотя, в силу своей спе­цифики, не очень массовый. Все‑таки затратно: нужен катер, нужна акватория, инвентарь. Да и тренировки на воде уже на начальном этапе, считай, персональные. Не прицепишь ведь за катером сразу гурьбу детей.

Тем не менее успехи были. Лебедка, установленная в новополоцком бассейне, позволила тренироваться на воде круглогодично. Пусть даже в одном из видов программы воднолыжного спорта — фигурном катании, что обусловило серьезные успехи наших воднолыжников именно в этом виде многоборья. Возможности круглый год ездить за катером в стране просто не было. Позже подобная лебедка была установлена и в Минске, но в 1990‑е ее демонтировали. С центрами для водных лыж в стране, по словам Девятовского, ситуация не сильно изменилась по сравнению с начальным этапом. Их по‑прежнему два — это РЦОП по воднолыжному спорту в Минске и ­СДЮШОР № 3 в Новополоцке. Но детей хватает. Специалист отмечает:


— В Новополоцке и Минске каждый год более сотни ребят записываются заниматься в группы начальной подготовки по воднолыжному спорту. Да и наша сборная по‑прежнему — один из мировых лидеров. Особенно в соревнованиях за электротягой. Причем, несмотря на не олимпийский статус, в национальной команде — профессиональные воднолыжники. Они в штатном составе, с зарплатой и поддержкой. Президентский спортивный клуб выделяет стипендии самым талантливым молодым спортсменам. С развитием инфраструктуры сложнее. Сооружения для занятий водными лыжами — сооружения не из дешевых. Плюс нужны тренерские кадры. В итоге планы восстановить и обустроить третью базу — в Бресте — пока так и остаются планами. Да и сезон в Беларуси длится лишь с мая по сентябрь. 
Вейкбординг — один из видов спорта, который стоит в ближайшем резерве на попадание в олимпийскую программу.

Доски

Несмотря на то, что водные лыжи до сих пор сложно отнести в топ самых популярных видов спорта в стране, интернет буквально пестрит приглашениями стать на воду. Правда, не на лыжи, а на доску. Называется вейкборд, или вейк. И развивается он семимильными шагами. Олег Девятовский замечает, что теперь платно стать на лыжи и на вейкборд можно не только в РЦОПе, где установлена единственная в нашей стране кольцевая канатная дорога, но и на многочисленных частных реверсивных канатных дорогах, установленных по всей Беларуси. С десяток лет назад в ситуации сориентировался один из лидеров белорусской сборной по водным лыжам Герман Беляков. Сегодня он, как и многие другие энтузиасты, двигает вейки в массы и рассказывает о секретах колоссальной популярности этого вида спорта: 

— Еще в детстве, когда начинал заниматься водными лыжами, я переживал, что не могу дать прокатиться всем, кто просил. Желающих среди друзей было много, но в ­СДЮШОР пускали на воду только тех, кто занимался. В итоге получилось, что мне удалось воплотить свою детскую мечту. 
Вейкбординг доступен каждому. Просто прокатиться на доске у человека получается примерно через десять минут обучения, какие‑то простейшие трюки — через пару месяцев. 
Минута катания даже в Минске стоит два рубля. Плюс появилось много акций, скидочных купонов, подарочных сертификатов, которые охотно и дарят, и получают. Для нормальных тренировок хватит даже 2—3 часов в неделю, а удовольствие можно получить и за 15 минут.


В пользу приверженцев доски сыграл и коммерческий вопрос. Кольцевая тросовая дорога — единственная в стране — установлена под Минском на реке Птичь. Стоит около полумиллиона долларов. Достаточные для вейкборда реверсивные системы — гораздо дешевле. Беляков рассказывает, что белорусские вейкбордисты нашли еще более изящный выход:

— Решили, что установку можно сделать и самим. Начертили, нашли людей, которые помогли изготовить нам металлоконструкции, в итоге собрали все вместе — и установка поехала! Это был поселок Междуречье под Новополоцком в 2012 году. Сегодня я являюсь производителем систем для вейкборда в Беларуси. По стране смонтировано уже 19 таких установок. В Ушачах, Березино, Минске, Гомеле, Витебске, Браславе, Гродно…


Даже первая, пробная дорожка отнюдь не простаивала. Желающих попробовать и вернуться еще раз было много даже при том, что у ребят не было гидрокостюмов, а погода радовала не всегда. Сегодня же, говорит Беляков, вейкборд в Беларуси переживает настоящий бум:

— В 2012 году, как только построили первую установку, решили провести соревнования. Созвали всех желающих. Профессиональных судей тоже не было. Половина участников едва стояла на доске. Было очень смешно, но сегодня ситуация стала совсем другой. Есть ребята, которые профессионально занимаются вейкбордом. В Логойске даже организуют детские тренировочные лагеря. Для профессионалов погодные условия вполне нормальные. В конце концов, воднолыжники добиваются серьезных результатов, да и наши запросы мало чем отличаются от тех, в которых готовятся, например, гребцы. Разница лишь в том, что в этих видах есть существенная государственная поддержка, а мы развиваемся сами.

komashko@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter