Летописец из Будчи

Полесская деревня Будча в Ганцевичском районе похожа на островок среди болот...

Полесская деревня Будча в Ганцевичском районе похожа на островок среди болот. С клочка суши на реке Лань, названном когда–то Замошьем, и началась более 500 лет назад история этого места. Первое упоминание Будчи в древних актах датируется 1515 годом: в архивах Москвы сохранилась купчая, по которой деревни Чиновичи и Буча продавались «навечно» за 150 коп. Копа, литовская «валюта» тех времен, равнялась 60 грошам. Впоследствии Буча стала Будчей и не однажды поменяла хозяев.


Среди них были помещица Екатерина Высоцкая, мелкопоместные дворяне Жуки и князья Радзивиллы. В конце XIX века жители деревни выкупили землю под домами и наняли инженера для полной перестройки села. С тех пор в Будче улицы ровные да широкие, лежат параллельно друг другу.


О том, как развивалась деревня, можно подробно узнать, заглянув в учительскую местной школы. Помимо классных журналов, стопок тетрадей и методической литературы, здесь на полке в шкафу хранятся труды местного краеведа — Федора Карпени. Несколько брошюр и толстенный альбом с архивными документами рассказывают о более чем пятивековой истории Будчи.


А началась эта летопись еще в 1987 году.


— Приходит время, когда человек оглядывается назад и задает себе вопрос: «Что ты сделал в жизни? Что останется после тебя?» Вот и я перед уходом на пенсию задумался, что же могу предъявить людям? Решил собрать историю своей деревни, — неторопливо объяснял мне идею Федор Борисович, когда я заглянула к нему в гости в одной из своих командировок.


Результатом длительной переписки Федора Карпени с архивами Москвы и Санкт–Петербурга, а также его кропотливой работы явился рукописный четырехтомник, склеенный из обычных ученических тетрадей, и уже упомянутый альбом. Краевед отдал альбом в школу, в которой много лет работал учителем труда, а исписанную аккуратным мелким почерком стопку тетрадок — в библиотеку. Какой еще сельский очаг культуры может похвастаться такой эксклюзивной монографией!


В тетрадях и альбоме подшиты фотокопии и ксерокопии архивных документов, присланные несколько десятков лет назад из государственных архивов в ответ на запросы краеведа: купчие, списки церковноприходских школ, описи имущества, судовые «справы». Кажется, о чем могут рассказать бумаги, написанные скупым казенным языком?


— О многом! — уверяет Федор Борисович.


К примеру, о том, что в 1645 году Будчу за 12 тысяч злотых у помещика Александра Яна Жука выкупил Михаил Кароль Радзивилл. Выкупил и велел... разрушить панский двор. Потому что ценна деревня была лесными угодьями. В те времена славилась она своими сплавщиками леса, гнавшими плоты по реке Лань до Припяти. Даже название деревни, уверен Карпеня, связано именно с реками, со вскрытием их ото льда. Трутся льдины друг о друга, лопаются с треском и словно канонада в это время гремит над рекой — «буча», по–местному.


От этой «бучи» и пошла деревня Буча, ставшая позже Будчей.


В своем предисловии к альбому Федор Карпеня написал: «... мне хотелось более правдиво показать жизнь селян, их успехи и неудачи. Их тяжелую судьбу при феодальном строе, а потом и при немецкой оккупации. Надеюсь, что альбом по истории деревни будет востребован теми, кто интересуется прошлым своей родины и жизнью своих предков. А удалось ли воплотить задуманное, судить не мне».


19 января Федору Борисовичу исполнится 86. Возраст солидный, что и говорить. Карпеня, помолчав, тихо произносит:


— Одиноко мне, ничего уже не интересует. Новости вот посмотрю по телевизору и все. Хоть бы до 9 Мая дотянуть...


Думаю, лукавит человек. На столе у него самые последние работы — стопка брошюр–воспоминаний о «рельсовой» партизанской войне, участником которой он был в Великую Отечественную. Пишет он и в районную газету. А на душе у Федора Борисовича новая забота: как бы перенести до праздника Победы в центр деревни памятник погибшим односельчанам. Пожелаем ему удачи и сил — вписать в историю полесской Будчи новую страничку.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter