Летние прощальные костры

Ну какая в июле творческая пора? В жару не то что писать — читать лениво. Тем не менее литературная жизнь не только не угасает, но даже разгорается, как июльское солнце...

Ну какая в июле творческая пора? В жару не то что писать — читать лениво. Тем не менее литературная жизнь не только не угасает, но даже разгорается, как июльское солнце. В 10 странах триумфально представили издание «Дзiкага палявання караля Стаха». Отметили поэтическими выступлениями день памяти Янки Купалы, вспомнили Василя Быкова, отпраздновали 13–летие выхода сборника «Тазiк беларускi» объединения «Бум–Бам–Лит». В Вязынке прошел конкурс авторской песни «Купалаўскiя вакацыi», интернет–журнал «Прайдзiсвет» вручил премии за лучшие литературные переводы.


Но, к сожалению, начало этого лета имеет и траурные оттенки. Столько утрат в отечественной литературе за столь короткое время... Собственно говоря, потери начались уже в мае — умерла поэтесса, писательница Валентина Ковтун, автор книг о Евфросинии Полоцкой и Алоизе Пашкевич — Тетке. Остался в истории и еще один уникальный проект Ковтун: «Леся Белоруска». Можно назвать это литературной мистификацией или попыткой исторической реконструкции. Ковтун придумала образ поэтессы прошлого века, сочинила ей биографию, писала от ее имени. «Колымская амазонка» Леся Белоруска якобы погибла в лагере, от нее остались стихи, исполненные горячей любви к Беларуси. Впоследствии Валентина Ковтун призналась в мистификации, но образ получился достаточно жизненный, до сих пор не всем известно, что он вымышленный.


Еще одна печальная новость: умер философ, культуролог Владимир Конан, доктор наук, профессор, лауреат Государственной премии. Конан много писал о литературе, одна из его монографий была посвящена Максиму Богдановичу.


О Максиме Богдановиче написал книгу и поэт Роман Тармола–Мирский — еще одна утрата июня. Поэт добавил к своей фамилии вторую часть в честь родного города. В Мире он и похоронен.


Умер писатель Павел Мисько. Особенно известны его произведения для детей. Захватывающие, приключенческие, познавательные. И очень белорусские. «Мора Герадота» — о партизанской войне на Полесье, а еще — об истории этого края, которую знают далеко не все. «Прыгоды Бульбобаў» — о космических пришельцах и двух земных собачках. «Грот афалiны» — о дружбе человека и дельфина. А еще книга сказок «Прыдзi, дзень–залацень!» — традиционные сюжеты, пересказанные мастером на современный лад. Именно на таких книгах должны воспитывать своих малышей белорусы! Приведу маленькую цитату, вы узнаете, из какой сказки: «Села рабка ў гняздзечка i знесла яечка. Бабка рада, дзедка рады, скончылiся ў iх сваркi i звады. Бо калi баба з дзедам сварыцца? Калi ў гаршку трасца варыцца. А калi ў хаце калоцiцца? Калi ў гумне не малоцiцца».


Благодаря Мисько зазвучали по–белорусски «Мертвые души» Гоголя. А это, согласитесь, глобальный перевод. Вспоминают Павла и как очень интеллигентного, деликатного человека.


Художник Николай Козлов имел самое непосредственное отношение к литературе. Один из лучших, самых титулованных наших книжных графиков, выпускник Московского полиграфического института, в свое время — главный художник издательства «Юнацтва». Мне повезло — он проиллюстрировал и одну из моих книг. Незадолго до смерти тяжело больной художник устроил выставку — поразив творческий бомонд. Этот проект он назвал «Тонда», что значит «Круглый». Шестнадцать работ в особой авторской технике, в круглых рамах...


И опять страшная июньская весть: умерла поэтесса Светлана Явар, дочь писателя Бориса Саченко. Остались книги лирики «Белы месяц» i «Ранiца ў туманах». В последнее время Светлана говорила, что ей хорошо пишется — стихи, рассказы. Делала переводы американских поэтов, с польского перевела книгу о Тадеуше Костюшко. В квартире после ее смерти нашли стихотворения, посвященные умершим отцу и матери...


На 92–м году жизни ушел Степан Кухарев, писатель–ветеран, прошедший партизанский отряд и фронт, писавший о белорусской деревне. И это еще не все: умер гродненский поэт и историк Эдуард Мазько, среди прочего он был координатором Института Великого княжества Литовского в Беларуси. Просто по дороге домой не выдержало сердце... Эдуард писал настоящие, глубокие стихи, но своей книги так и не дождался. Есть у него стихотворение «Спроба iдэнтыфiкацыi смерцi», которое звучит так:


«смерць — гэта тралейбус

з патушанымi фарамi

i без святла ў салоне

пусты тралейбус

нерухомы i стомлены

тлумам i мiтуснёю тралейбус

з шыльдаю «Смерць»

стаiць пасярод вулiцы

i я — ягоны пасажыр».


И, наконец, последний день июня — и еще одна горькая весть: ушла легендарная Ефросиния Бондарева, журналист, критик, доктор филологический наук, профессор БГУ, вырастившая не одно поколение белорусских журналистов.


«Черный июнь» — говорят люди из литературного круга. Но не будем вдаваться в мистику. Ведь если поэты уходят, то и рождаются! Не сомневаюсь, что и этим летом появится на свет будущий белорусский поэт. К тому же поэты, философы, художники не уходят бесследно. Всегда есть возможность прикоснуться к их творчеству.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter