Летние беспокойства о школе

Сначала Юрий Викторович прислал в редакцию письмо. А потом раздался телефонный звонок: «Это ваш читатель Юрий Кожеуров из Барановичей. У меня большой педагогический стаж, и я поделился с газетой некоторыми своими размышлениями и опытом, в том числе по поводу переноса начала занятий на более позднее время. Несмотря на лето, сейчас самое время продолжить обсуждение различных образовательных проблем, ведь именно теперь решается, каким сложится будущий учебный год. Попадет ли мое письмо на страницы газеты?» Cегодня мы выносим на наш форум точку зрения Юрия Кожеурова:


«В 90–х годах я работал в ПТУ–5 текстильщиков в Барановичах заместителем директора по учебно–производственной работе, поэтому занимался составлением учебных планов, программ и расписания уроков по училищу. Сначала занятия у нас начинались в 8 утра, и случалось много опозданий на первый урок. Поэтому, проанализировав все аспекты проблемы, администрация решила начинать занятия позже — в 8.30. Опоздания сразу прекратились. К тому же ребята могли добираться в училище на общественном транспорте в условиях, когда основной пассажиропоток уже схлынул, — спокойно, без толкотни.

Примерно в тот период возникло общесоюзное движение по качественному улучшению учебно–воспитательного процесса в учебных заведениях СССР, и мне предложили заняться работой по созданию новых учебных планов и программ. Работа оказалась сложная, но мы справились.

И в чем была особенность?

Во–первых, уроки сделали спаренными. А так как их ставили по 8 в день, вдвое сократилось количество подготовок: вместо 8 — четыре, а если в расписании физкультура — то и три. Кстати, о физкультуре. При обычной продолжительности урока очень сложно выстроить его так, чтобы и толк получился от тренировки, и дети успевали подготовиться к очередным занятиям. Зимой пока наденут лыжи, проедут круг — уже пора и снимать эти лыжи. А спаренные уроки давали учащимся возможность получить действительно хорошую подготовку.


А как же спаренные уроки по математике, физике, химии? После года преподавания успеваемость повысилась! Преподаватели объясняли это тем, что в течение 80 минут можно варьировать материал, нагрузку, спокойно провести опрос, выставить оценки. Но почему 80 минут? Дело в том, что, изучив опыт, мы сократили длительность урока до 40 минут. И это — во–вторых. Ученые пришли к выводу: после 38 — 39–й минуты урока у детей резко притупляется внимание и дальше время и усилия тратятся вхолостую, требуется перерыв. Вся эта работа проводилась только с точки зрения пользы для учащихся, и, поработав, мы убедились в оптимальности проекта (конечно, для учеников начальных классов пары делать не надо).

Государству стоит идти на разумные эксперименты — конечно, после тщательной проработки и анализа. Ведь только в непосредственной работе можно увидеть как достоинства, так и ошибки».

В читательских письмах звучат разные мнения. Вот что пишет из Новополоцка Илья Двойрин, отец троих детей, механик с «Нафтана»:

«Многим родителям необходимо быть на работе к 8.00, и сейчас они имеют возможность утром поднять своих детей и вовремя отправить на занятия, учеников младших классов — сопроводить в школу, то есть выполнить свои родительские обязанности. Однако если уроки начинать в 9 часов, дети останутся дома фактически без присмотра и контроля: они легко все проспят, уйдут на занятия не позавтракав, плохо собравшись, некоторым малышам по пути на занятия придется самостоятельно переходить оживленные дороги... Если же отправлять их в школу заранее, тогда в чем смысл изменений?»

Наш читатель из Сморгони Д.Дагоцкий пишет, что проработал в школе 50 лет, из них 26 лет — директором, и видел многие реформы. Он во многом солидарен с мнением И.Двойрина:

«Хороший утром сон у детей, даже у старшеклассников. Но как будили детей, так и будут будить в 7 часов, а то и раньше. Разве может ученик начального звена сам подняться, собраться, ничего не забыть, закрыть квартиру и вовремя прийти в школу? Вряд ли кто из родителей с этим согласится. Особенно родители учащихся 1 — 2–х классов. Бабушки–дедушки? Сейчас мало кто живет вместе.

Второй вопрос. На час позже начали уроки — значит, на час позже закончили занятия. Но ведь дети посещают кружки, студии, спортивные секции и т.д. Выходит, на час позже будут и домой возвращаться после всего. Поздней осенью и зимой это уже чуть ли не ночь. А в темноте можно и встретить разных «нехороших» людей».

Д.Дагоцкий обратил внимание и вот на какой момент: «Расписание пригородных автобусов рассчитано на подвоз и детей к 8.00 в школу, и родителей на работу. Часть учителей добирается на работу в сельские школы из города таким же образом. Да и городские автобусы курсируют чаще в промежутке от 7 до 8 утра». Не придется ли вносить коррективы и здесь?

Что ж, сколько людей — столько мнений. Есть те, кто двумя руками за перенос начала занятий на более позднее время, есть те, кто против. И, возможно, выход уже нащупан: предоставить право решать эту дилемму каждому учебному учреждению самостоятельно исходя из местных особенностей и условий, собрав большой совет родителей и учеников. А государство на законодательном уровне обеспечивает возможность такой вариативности. Главное ведь — здоровье и благополучие наших детей. В этом все как раз безоговорочно едины.

ulitenok@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter