В Беларуси аномальная жара вновь обострила пожароопасную обстановку в лесах

Леса и болота просят воды

Жаркая погода вновь обострила и без того пожароопасную ситуацию. Затяжной дефицит осадков и аномальная температура воздуха привели к возвращению запрета на посещение лесов там, где его успели отменить. В списке закрытых территорий сейчас значатся практически все леса Брестской, Витебской, Могилевской, Гомельской, Гродненской и Минской областей.



Последней «горячей» точкой на зеленой карте страны в прошедшие выходные стал Житковичский район. Три дня здесь тушили крупный низовой пожар. Огонь заметили 3 июля на территории Коротичского лесничества. Полыхало 4 гектара леса. Вроде типичный средний пожар. Однако после облета авиации стало очевидно, что масштабы экологического ЧП намного серьезнее. Рассказывает пресс–секретарь Гомельского областного управления МЧС Ксения Шингерей:

— При осмотре очага возгорания с воздуха Мозырским авиаотделением было установлено, что низовой пожар охватил около 120 гектаров площади. Существовала угроза дальнейшего распространения огня.

На борьбу с пожаром были брошены силы и средства лесохозяйственных объединений Брестской и Гомельской областей, подразделения МЧС, резервная техника. Более 120 человек останавливали пламя. Удалось это только поздним вечером 5 июля. Откуда взялся огонь в дремучем лесу, где с трудом проходила техника, — вопрос. Версии — две. Первая — самовозгорание. Как такое возможно, объясняет начальник отдела Гомельского государственного производственного лесохозяйственного объединения Василий Савошко:

— Из–за дефицита осадков в лесах очень сухо. Даже болота — и те без воды. К сожалению, такая проблема у нас наблюдается с весны. В этом году только по Гомельской области зарегистрировано уже более 190 пожаров на 1.657 гектарах площади. Для сравнения, в 2013 году у нас было повреждено огнем всего лишь 14 гектаров... По последним данным, в метровом слое лесной почвы доступной влаги нет. Поэтому подобные естественные возгорания не исключены.

В то же время специалисты делают основной акцент на другой стороне проблемы. В большинстве случаев засушливость — только фон. Огонь в лес приносят люди. Чаще — по неосторожности. Поэтому запрет на посещение лесов — мера вынужденная, но жизненно необходимая. Ныне, например, большинство пожаров связывают со сборщиками ягод. Несмотря на вводимые запреты, районные и городские рынки заполнены торговцами черникой и земляникой.

Если удается остановить в лесу с ведром (а рейдовые группы работают ежедневно) — тут же следует предупреждение или штраф до 25 базовых величин. Скажем, за последние выходные в Гомельской области так наказали более 20 человек. А вот если сборщик проскочил сквозь сито лесного контроля и появился на рынке, здесь сложнее. Приходится верить на слово, что вырастил чернику на приусадебном участке, съездил в «разрешенный» лес другой области или неожиданно обнаружил урожай ягод под тремя соснами возле собственного дома...

Компетентно

Дарья Лепешко, пресс-секретарь Министерства лесного хозяйства:

— Нужно понимать, что запрет на посещение лесов продиктован исключительно интересами безопасности, поскольку ликвидировать лесной пожар очень сложно. Если же возникают планы посетить лес, прежде нужно уточнить, действует ли запрет, поскольку ситуация постоянно корректируется при изменении погоды и снижении уровня пожарной опасности. Получить такую информацию можно, позвонив в местный лесхоз или райисполком.

К сведению

Как рассказал начальник отдела организации медицинской защиты при чрезвычайных ситуациях Министерства здравоохранения Олег Панчук, в связи с жаркой погодой за дни праздников обратились за медицинской помощью 133 человека, из них 12 граждан были госпитализированы. Наибольшее число пострадавших из-за жары отмечено в Минской области — 90 взрослых (1 госпитализирован) и 22 ребенка (1 госпитализирован).

dralukk73@mail.ru

Фото minskpriroda.by

Советская Белоруссия № 126 (24756). Вторник, 7 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter