Герои проекта «Битва за студак» прошли тесты на профориентацию

Лена – учитель, Антон – руководитель

В прошлом выпуске «Битвы за студак» мы познакомились с нашими героями – одиннадцатиклассниками Еленой Макась из Дзержинска и Антоном Азаренком из Гомеля. На протяжении целого учебного года мы будем следить за тем, как ребята готовятся к поступлению: вместе сходим на день открытых дверей, зарегистрируемся на ЦТ, подадим документы в вуз. А пока «Знаменка» решила проверить, подходит ли ребятам профессия, которую они выбрали. Для этого наша дружная компания отправилась в психологическую службу Белгосуниверситета – проходить профориентационное тестирование.


Психолог Екатерина Петрова:
– Сейчас я все про вас узнаю


Что скрывает зигзаг?


Антон мечтает стать инженером-строителем, а Лена – учителем начальных классов. Оба уверены, что будущая профессия подходит им как нельзя лучше, но червячок сомнения нет-нет да и шевельнется.

– Не переживайте: сейчас мы все про вас выясним, – улыбается педагог-психолог Екатерина Петрова. И в качестве разминки предлагает ребятам простенький тест на определение типа личности (см. Проверь себя). Знать свой тип очень важно: это помогает понять, какая работа тебе подходит – творческая или рутинная, связанная с общением или изучением бумаг и т. д.

Екатерина просит ребят выбрать из пяти фигур ту, на которую они, как им кажется, похожи. И они, не сговариваясь, указывают на зигзаг – символ творческой личности. На втором месте у Лены круг, а у Антона – треугольник. Психолог объясняет, что круг обычно выбирают те, кто любит и умеет общаться с людьми:

– Получается, что Лена, решив стать учителем, поступила правильно. У Антона на втором месте треугольник – это свидетельствует о его лидерских качествах. Из таких, как он, вырастают хорошие руководители.

Второй тест – хорошо знакомый многим абитуриентам опросник Климова. Здесь школьникам нужно выбрать из двух пар утверждений то, которое подходит им больше: «Ухаживать за животными» или «Обслуживать машины», «Помогать больным» или «Составлять таблицы». И снова в десяточку! Если верить результатам теста, Антон – «человек – знаковая система»: ему показано работать с таблицами, графиками, чертежами. Ленин тип – «человек-человек». Это значит, что ей подходят профессии, связанные с общением.


Кубики не врут


А вот третий тест можно пройти только в БГУ. Это университетское ноу-хау – типологические кубики, которые психологическая служба активно использует в работе последние лет пять. На каждой грани наклеен листочек с утверждениями, и ребятам нужно выбрать ту сторону, где, как им кажется, написано точь-в-точь про них.

Прокомментировать результаты взялся начальник психологической службы БГУ Руслан Попок. Бросив взгляд на кубики, специалист рассказал ребятам всю их подноготную – о личных качествах, сильных и слабых сторонах. К примеру, Руслан Петрович заметил, что Антон больше любит, когда его критикуют, чем хвалят:

– В таком случае у тебя включается функция «я вам всем покажу!» – это часто подталкивает на результат. А еще ты хорошо умеешь договариваться сам с собой, когда не хочешь ничего делать. Я называют это «синдромом дивана».

– Чистая правда! – изумляется парень.

У Лены психолог замечает склонность к гиперответственности:

– Это может быть и плюсом, и минусом. Ты очень дотошная, обращаешь внимание на детали – это здорово, но зачастую отнимает слишком много времени и сил. В результате на простую тему, которую можно выучить за час, ты тратишь в два раза больше. Еще есть проблема с выводами: ты хорошо мыслишь, но не умеешь дойти в рассуждениях до конца. Нужно тренироваться.

Прощаясь с психологами, Лена замечает, что все, что она услышала, – правда на 99,5 процента. Антон настроен более скептично:

– Большинство этих методик я знаю. Но все равно было интересно: теперь уверен, что выбрал профессию правильно. Так что можно спать спокойно!


КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Результаты профориентационных тестов не нужно воспринимать слишком буквально, уверяет начальник психологической службы БГУ Руслан Попок:

– Они носят вспомогательный характер, чтобы школьник мог понять, в каком направлении работать дальше. Как показывает практика, в 90 процентах случаев тесты подтверждают, что выбор абитуриента был правильным.

И хотя сейчас в сети можно найти сотни самых разных методик и опросников, Руслан Петрович советует не увлекаться интернет-диагностикой и доверить это дело профессионалам:

– Грамотно прокомментировать результаты теста может только специалист. Теоретически каждый из нас сможет сам себе сделать кардиограмму, но вряд ли мы сможем расшифровать ее так же грамотно, как врач.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter