Психолог Екатерина Петрова:
– Сейчас я все про вас узнаю
Что скрывает зигзаг?
Антон мечтает стать инженером-строителем, а Лена – учителем начальных классов. Оба уверены, что будущая профессия подходит им как нельзя лучше, но червячок сомнения нет-нет да и шевельнется.
– Не переживайте: сейчас мы все про вас выясним, – улыбается педагог-психолог Екатерина Петрова. И в качестве разминки предлагает ребятам простенький тест на определение типа личности (см. Проверь себя). Знать свой тип очень важно: это помогает понять, какая работа тебе подходит – творческая или рутинная, связанная с общением или изучением бумаг и т. д.
Екатерина просит ребят выбрать из пяти фигур ту, на которую они, как им кажется, похожи. И они, не сговариваясь, указывают на зигзаг – символ творческой личности. На втором месте у Лены круг, а у Антона – треугольник. Психолог объясняет, что круг обычно выбирают те, кто любит и умеет общаться с людьми:
– Получается, что Лена, решив стать учителем, поступила правильно. У Антона на втором месте треугольник – это свидетельствует о его лидерских качествах. Из таких, как он, вырастают хорошие руководители.
Второй тест – хорошо знакомый многим абитуриентам опросник Климова. Здесь школьникам нужно выбрать из двух пар утверждений то, которое подходит им больше: «Ухаживать за животными» или «Обслуживать машины», «Помогать больным» или «Составлять таблицы». И снова в десяточку! Если верить результатам теста, Антон – «человек – знаковая система»: ему показано работать с таблицами, графиками, чертежами. Ленин тип – «человек-человек». Это значит, что ей подходят профессии, связанные с общением.
Кубики не врут
А вот третий тест можно пройти только в БГУ. Это университетское ноу-хау – типологические кубики, которые психологическая служба активно использует в работе последние лет пять. На каждой грани наклеен листочек с утверждениями, и ребятам нужно выбрать ту сторону, где, как им кажется, написано точь-в-точь про них.
Прокомментировать результаты взялся начальник психологической службы БГУ Руслан Попок. Бросив взгляд на кубики, специалист рассказал ребятам всю их подноготную – о личных качествах, сильных и слабых сторонах. К примеру, Руслан Петрович заметил, что Антон больше любит, когда его критикуют, чем хвалят:
– В таком случае у тебя включается функция «я вам всем покажу!» – это часто подталкивает на результат. А еще ты хорошо умеешь договариваться сам с собой, когда не хочешь ничего делать. Я называют это «синдромом дивана».
– Чистая правда! – изумляется парень.
У Лены психолог замечает склонность к гиперответственности:
– Это может быть и плюсом, и минусом. Ты очень дотошная, обращаешь внимание на детали – это здорово, но зачастую отнимает слишком много времени и сил. В результате на простую тему, которую можно выучить за час, ты тратишь в два раза больше. Еще есть проблема с выводами: ты хорошо мыслишь, но не умеешь дойти в рассуждениях до конца. Нужно тренироваться.
Прощаясь с психологами, Лена замечает, что все, что она услышала, – правда на 99,5 процента. Антон настроен более скептично:
– Большинство этих методик я знаю. Но все равно было интересно: теперь уверен, что выбрал профессию правильно. Так что можно спать спокойно!
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Результаты профориентационных тестов не нужно воспринимать слишком буквально, уверяет начальник психологической службы БГУ Руслан Попок:
– Они носят вспомогательный характер, чтобы школьник мог понять, в каком направлении работать дальше. Как показывает практика, в 90 процентах случаев тесты подтверждают, что выбор абитуриента был правильным.
И хотя сейчас в сети можно найти сотни самых разных методик и опросников, Руслан Петрович советует не увлекаться интернет-диагностикой и доверить это дело профессионалам:
– Грамотно прокомментировать результаты теста может только специалист. Теоретически каждый из нас сможет сам себе сделать кардиограмму, но вряд ли мы сможем расшифровать ее так же грамотно, как врач.