Снижение складских запасов, поиски рынков сбыта и белорусское сырье. Развитие легкой промышленности в проекте «На контроле Президента»

Легкая — на подъем

О легкой промышленности можно говорить часами. От «будет ли это носиться?» до прибыльной работы компаний отрасли. Как показывает практика, угадать со вкусом покупателей можно. И зарабатывать на белорусском тоже, если крутишься и команда что надо. Легкая промышленность сегодня — это 91 предприятие концерна «Беллегпром» и частные, которых на рынке становится все больше. Работе этой отрасли посвящен очередной выпуск специального проекта Агентства теленовостей, вышедший в эфире канала «Беларусь 1».

Наши производители могут и новые виды продукции освоить, и достойно представить их. Но, подчеркивает белорусский дизайнер Людмила Лабкова, «только командная работа может дать хороший результат». Фото  белта

Компания «Искожа» из Пинска когда‑то гремела и за пределами Беларуси. Здесь было 1.200 работающих, сейчас — в десять раз меньше. Некоторые пустующие площади уже продали, это плюс, но пока единственный. Выживают на станках, которым уже за шестьдесят. Но это дает возможность платить зарплату и покупать сырье. Ведь без предоплаты никто не соглашается отгружать из России, а оборотных средств — впритык. Причину тому заместитель председателя Пинского межрайонного КГК Виктор Гордич видит в следующем:

— Был допущен ряд просчетов как со стороны руководства, так и со стороны концерна. Обеспеченность загрузки — всего 15% и только за счет устаревшего оборудования. По итогам 4 месяцев 2019 года ситуация на предприятии еще более усугубилась: выручка упала вдвое, убытки возросли в 7 раз. Нынешняя задолженность по кредитам — это практически трехлетний объем производства продукции при нынешней загрузке.

Зарплата здесь — самая низкая в Пинске. Получают от силы рублей по 300. И это при том, что шесть лет назад за кредиты купили новые линии, в 2014‑м подписали документы о приемке. Но в цехе — идеальная чистота, в том числе и потому, что нога рабочего здесь ступает редко. Одну из линий по производству столовой клеенки лишь время от времени запускают. Две линии‑соседки ни дня не работали, но уже устаревают. На рынке цена на них упала раз в шесть. А покупали под выпуск экокожи, которая сейчас на рынке идет хорошо. Но некие составляющие не купили. Надеялись на авось, мол, и так будет хорошо. Не получилось, говорит директор ОАО «Искожа» Юрий Матовицкий:

— На сегодня это энергоемкая линия с одним узлом нанесения ПВХ‑покрытия. И закуплена она без технической и технологической документации.

Это уже третий директор за пять лет. Решает задачу, как развернуть машину из убытков в прибыль. Специалистов осталось мало. А где же учить свежие кадры, когда оборудование без движения? Уповает руководство на российского инвестора:

— Есть заинтересованность у инвестора, и мы рассчитываем, что этот год станет годом обновления. Основное производство у инвестора видится таким: столовая клеенка, различные виды ПВХ‑покрытий и искусственных кож. Три миллиона белорусских рублей они готовы вложить в модернизацию, технологию и обновление оборудования. В этой сложной ситуации у нас появился свет в конце тоннеля.



Таких убыточных предприятий у концерна «Беллегпром» за четыре месяца года — треть. За два года их количество выросло, в модернизацию же вложены огромные деньги, которые попросту не работают. Замкнутый круг, причина которого — отсутствие реального бизнес‑плана. Ведь произвести — это одно, куда сложнее продать. Тем более что директор ОАО «Купалинка» Татьяна Ярота подтверждает — без больших затрат можно обойтись:

— Приведу пример успешности даже без модернизации оборудования. У нас есть своя разработка по нанесению штучной печати. И мы на прежнем оборудовании получили новые возможности. 

Председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина резюмирует:

— Сегодня настало время, когда каждое предприятие должно стратегически себя выстроить на определенный период времени, на 5 — 7 — 10 лет вперед: какие кадры ему нужны? И на первом‑втором курсе отбирать для этого подходящих студентов.


На то, что отрасли нужна встряска, не единожды обращал внимание и Президент. На большой встрече с деловыми кругами в конце 2017‑го эта тема была в топе. Тогда примеры удачливых частников примеряли на весь легпром. О конкуренции и важности держать свою нишу качественной и доступной для покупателя Президент говорил и в 2015‑м, во время посещения Барановичского хлопчатобумажного объединения, которое тогда как раз модернизировали:

— Перспектива у предприятия есть. Но вы должны знать, что вы работаете в мире и таких производств тысячи. Малых, больших — тысячи! А это значит, что будет жестокая конкуренция, страшная конкуренция. И в этой конкуренции выживет только тот, кто продает качественный и дешевый продукт. Поэтому работать надо с себестоимостью. Второе — экспорт. Вы должны больше продавать за пределами страны, не упуская свой рынок.

Эту формулу успеха даже за 4 последних года удалось решить не всем. Но тот, кто смог с модернизации получить товар и его продать, постепенно увеличивает прибыль. Одна из возможностей выплыть из долговой кредитной ямы — полностью или в большом объеме переформатироваться. Так было с кобринской «Ручайкой». Здесь под дешевые кредиты, но за немалые деньги купили новое оборудование. Станки хорошие, но стояли без работы. Всю жизнь на предприятии занимались пряжей и сукном, а решили переключиться на технический текстиль. И, судя по резюме заместителя начальника управления КГК по Брестской области Ольги Шевченко, не прогадали:

— Финансовое состояние было плачевным, предприятие на протяжении нескольких лет — убыточным, зарплаты — очень низкими. Но с 2015 года организация нарастила объемы с 50% до 75%, рентабельность положительная, рост зарплаты — на 60%. Ныне это перспективное предприятие.

Новую жизнь здесь по праву связывают с новым руководителем. Директор Кобринской прядильно‑ткацкой фабрики «Ручайка» Ирина Григорьян поверила в себя и в дело:

— Мы работали по нескольким направлениям. Надо было развить продукт, в 2013‑м мы имели 13 артикулов в линейке ПВХ‑материалов, на сегодня — 124. От самых простых до самых сложных. При этом постоянно ведем работу по диверсификации поставщиков химкомпонентов.

Кобринская «Ручайка» вышла на принципиально новый уровень: из материалов, которые производит самостоятельно, она научилась делать конструкции по технологии сварки высокой частоты.ФОТО ДМИТРИЯ БЕЛОВА.

На перезагрузке отрасли настаивает и Президент:

— Очень обидно, что мы — страна с высокоразвитой легкой промышленностью — сегодня разного рода тряпье завозим из‑за границы, а у себя якобы не можем производить. Это видно и внешне, и по экономическим показателям. Времени на раскачку практически нет. Надо раскрутить те предприятия, которые могут работать, а их немало.

Тем более что примеры — рядом. У одного из частных предприятий начиналось все с одного производства в районе, сегодня это 14 фабрик. Объемы растут и для внутренних продаж, и на экспорт. Акцент сделан на фирменную торговлю, говорит его директор и соучредитель Андрей Сериков:

— Эра универмагов отошла в сторону монобрендовых сетей. Общество динамично развивается, соответственно, и места, где люди совершают покупки, тоже меняются. В наши магазины заходит более полутора миллионов человек ежемесячно.

За прошлый год это предприятие приросло на 40%. Открыли 3 фабрики, на подходе еще одна. Станки работают круглые сутки, 7 дней в неделю, коллекции обновляют каждый сезон. Готовые изделия разъезжаются по Беларуси, России, Казахстану, в планах выйти на Чехию.

Сможет ли отрасль в целом и предприятия в частности кардинально перестраиваться и обновляться, будет видно уже скоро по полкам магазинов. Ведь рынок сам оттолкнет слабых. Простые уговоры просто купить, даже свое, ничего не дадут. Качество и цена — главные ключи к покупателю. А вот подбирать их каждому производителю нужно самому, создавая команду своего успеха. И успеха у покупателя.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter