Легенды старого вяза

Эту некогда столбовую дорогу еще можно отыскать на некоторых картах, но на самом деле в месте, где она убегает от нашего небольшого хуторского поселка и выходит на магистральное шоссе, ею давно никто не пользуется. Слишком заросла активным кустарником. Наверное, последней здесь ходила дочь смотрителя местного Дома охотника Генриха, чтобы не делать лишний километр и выйти напрямую к остановке автобуса, на котором ездила в райцентр на работу. Однако и Светлана перестала пользоваться этим маршрутом, когда однажды ее здесь напугали волки, хоть и не тронули.

Коллаж Юлии Костиковой

Так вот, если попытаться все же выйти на этот заросший участок старинной дороги, то вам непременно придется пройти мимо огромного вяза, которому, по рассказам старожилов, не менее 300 лет. Дерево это можно считать местной достопримечательностью, поскольку вьется вокруг него немало легенд. Находится оно неподалеку от того строения, куда любят заехать на денек-другой поклонники охоты. Места для них здесь знатные. Примерно на таком же расстоянии от вяза располагается хутор моего доброго знакомого и соседа Павла. Его можно считать в какой-то степени смотрителем этого многовекового дерева. Однако, чтобы узнать разного рода истории, связанные со старинным вязом, мне пришлось порасспрашивать и других местных жителей. Неудивительно, что многие из своих тайн гигант хранит и поныне. Даже не будь я в прошлом профессиональным журналистом, наверняка попытался бы узнать некоторые из них.

И все же, прежде чем рассказать о последней молве, связанной с тайнами вяза и взбудоражившей местное население, думается, не лишним будет вспомнить некоторые легенды, которые можно было услышать в этих местах ранее.

С бабушкой Ядвигой в ее 98 лет я общался лично. Она могла, оказавшись в компании родственников, выпить рюмку-другую и поддержать их песней. Понятно, что эта женщина лучше остальных знала многое из происходившего в этой местности. С ее слов мне было известно, что в большом доме, где сейчас располагается вышеупомянутая гостиница для охотников, когда-то жили семьи двух братьев — Казимира и Здислава. Были они из княжеского рода, правда, обедневшего, но многие считали, что братья, которые жили дружно, сумели сохранить немало семейных ценностей. Какое-то время молодая Ядвига тоже работала в большом доме, а когда уходила, хозяева подарили ей золотую цепочку, стоившую по тем временам немалых денег. 

Кто-то из подруг Ядвиги рассказывал страшную историю, случившуюся в этой семье. Дескать, одна из дочерей хозяев дома тайно родила ребенка, которого спешно похоронила возле того самого вяза в надежде потом перезахоронить. Вообще, историй такого рода возникало немало и позже. Рассказывали, что однажды утром прохожие увидели висящего на суку мужчину. В нем узнали Панкрата, взявшего накануне ссуду на строительство дома, но проигравшего все деньги в кругу друзей-картежников. Спустя несколько недель под этим же вязом нашли тело доярки из соседнего поселка, которая стала жертвой якобы появившегося в этих местах маньяка.

Бежало время, и подобные истории как забывались, так и неожиданно рождались. Одна из последних появилась, как говорится, на моих глазах. Стало известно, что Дом охотника обветшал и в нем нерационально, а главное, опасно селить гостей, а потому его следует снести. Кто-то высказал предположение, что заодно спилят и тот самый многовековой вяз. Тем более что прошедшей недавно по нашим местам бурей повредило немало леса, а вяз разломило почти напополам. Обнажилась пустота внутри все еще могучего дерева. Кто-то якобы даже видел некий кожаный мешок, свисавший из разрушенного гиганта. По этой версии выходило, что упомянутый мешок некогда был спрятан в дупле, а в нем — знаменитый клад, схороненный одним из братьев из большого дома.

— Твой дом ближе всех к нашему знаменитому вязу, — обратился я к Павлу, сыну бабушки Ядвиги. — Не видел после бури там того кожаного мешка, о котором сейчас толкуют люди?

Ну как же, — улыбнулся сосед. — Не только видел, но и забрал себе. Жаль только, что он пустым оказался. Могу показать…

Мне стало интересно, и я пошел следом. И действительно, Павел вынес из сарая добротно сделанный кожаный мешок с горлышком, на котором был шнур из какого-то серого, уже заметно полинявшего материала.

Удивительная находка! — воскликнул я. — И ты хочешь сказать, что обнаружил ее под вязом?

— Ну, не совсем, — ответил сосед. — Неподалеку… Сумка эта с таким ветром могла кочевать сколько угодно. Но я знаю и про клад, который вроде как спрятал кто-то из братьев.

И Павел рассказал мне историю, что слышал, скорее всего, от матери. А она такова…

Когда братья поняли, что ситуация с западной частью Беларуси возвращается на круги своя, оба приняли решение переправиться в Польшу. Здислав был проворнее — быстро собрал повозку, фамильные ценности тоже взял и отправился в путь. Однако ему не повезло. Банда, орудовавшая возле границы, напала на их небольшой обоз. Рассказывали, что в той стычке погибла вся семья.

Казимир был осторожнее. Его домочадцы взяли с собой только самое необходимое. Ту часть фамильных ценностей, что была у него, он спрятал где-то неподалеку. Так и родилась тайна местного клада, который, по слухам, находился где-то между Домом охотника, то есть бывшим имением семьи, и большим вязом.

— Понимаешь, Иванович, что удивительно в этой истории, — продолжил после большой паузы Павел. — Никто почему-то не пытался отыскать этот клад. Говорить говорили, а вот за серьезные поиски никто так и не взялся. По крайней мере, в открытую. Вот и дочь Казимира Элеонора, когда приезжала навестить родные места, вела себя очень даже спокойно. Накануне, как я узнал, съездила в сельсовет и разузнала, какие у нее есть шансы вернуть родительский дом. Неизвестно, что ей там ответили, но тут она долго стояла у двери, а войти не решилась. Наделала много снимков и уехала. Красивая женщина, в шляпе… — сосед вздохнул и пригласил меня с ним отобедать: 

— Сегодня у меня фирменные цеппелины, как ты любишь, так что не отказывайся, Иванович…

Я все же отказался, так как ожидал к вечеру гостей и тоже собирался приготовить что-нибудь вкусненькое. Например, котлеты из судака.

Павел вдруг посерьезнел и почти заговорщицким тоном сказал:

— А вообще, хочу поделиться своей версией… За несколько дней до того, как к нам сюда прилетел буран, который повредил вяз, поздним вечером я вышел на порог и заметил, что какая-то тень возится под этим большим деревом. Жаль, что луна как раз за тучи зашла. Вот думаю, а что если это был Петр, который, в отличие от Элеоноры, точно что-то знает о том, что и где спрятано…

— А кто этот Петр? — заинтересовался я.

— Это младший сын Казимира. Слышал, что больно шустрый он, несмотря на возраст. Недавно его видели у нас в райцентре. Каким ветром его принесло сюда из Польши?

Если бы я своими глазами не увидел этот кожаный мешок в сарае соседа, то отнесся бы к версии скептически. 

Уже смеркалось, а гости мои все еще были в пути. Наверняка заехали в какую-нибудь придорожную кафешку на заправочной станции и лакомятся чебуреками. Им можно… Я о своей старшенькой дочери и зяте. Оба молодые, подтянутые. Часами плавают в озере, а потом столько же сидят в бане. 

Я дожаривал котлеты из судака, когда вдруг посетила неожиданная мысль: а что, если Павел лукавит? И содержимое кожаного мешка он припрятал где-нибудь в сарае? Ну нет, на Павла это не похоже. Стоит ли делиться этим рассказом с гостями? Вряд ли. Молодые сейчас в основном прагматики и в легенды не верят. Это мы, старшее поколение, любим всякие конспирологические истории и верим в чудеса. Не случайно именно на нас зарабатывают немалые деньги всякого рода колдуны и ясновидящие. Однако я и сам не люблю незаконченных историй. Надо все же разобраться, что за странный мешок оказался в распоряжении у Павла.

Я вышел во двор и помог гостям разгрузить салон.

— Молодцы, — произнес я. — Успели на еще тепленькие котлеты.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter