«Легенды для учений мы берем из жизни»

Кто придумывает легенды для антитеррористических учений? Есть ли шанс уйти от ответственности у телефонных террористов? Почему спецслужбам всех стран пока не удается противостоять одиночкам вроде Ковалева и Коновалова? И как белорусские специалисты помогают норвежским коллегам в расследовании дела Брейвика?

Кто придумывает легенды для антитеррористических учений? Есть ли шанс уйти от ответственности у телефонных террористов? Почему спецслужбам всех стран пока не удается противостоять одиночкам вроде Ковалева и Коновалова? И как белорусские специалисты помогают норвежским коллегам в расследовании дела Брейвика? На эти и другие вопросы корреспонденту «Знаменки» ответили в Антитеррористическом центре КГБ, который в марте отмечает свое десятилетие.

 


Всем объектам установят степень угрозы

 


Белорусские спецслужбы не скрывают, что всегда держат порох в пороховницах сухим. В стране разработана система противодействия злу, с которым уже давно с переменным успехом борются во всем мире. В час икс не только руководители силовых ведомств, но и чиновники из гражданских министерств, отложив в сторону свои мирные дела, должны быть готовыми подключиться к устранению угрозы террористического акта. Чтобы все участники работали слаженно и четко, в прошлом году Антитеррористический центр даже организовал учения госструктур. 


Кстати, легенды для учений (а они в Беларуси проводятся регулярно) придумывают не специально приглашенные профессиональные писатели-фантасты, а сами специалисты центра. Нужно отметить, что многие легенды, подобно нашим любимым, но страшным сказкам, начинаются одинаково: «Условные террористы захватили и удерживают заложников...» или «Неизвестный сообщил по телефону о заложенном взрывном устройстве…»


– К сожалению, сюжеты для антитеррористических учений подсказывает сама жизнь, – говорят сотрудники центра. – Если где-то происходит теракт, мы не только его детально анализируем, но и моделируем ситуацию, отрабатывая действия всех служб на практике.


В настоящее время АТЦ разрабатывает документ, в котором все объекты (будь то маленький детский садик или гигантское предприятие) будут классифицированы по степени уязвимости перед угрозой теракта, и вырабатывает комплекс мер по защите каждого из них от нападения экстремистов.

 


Школьникам расскажут, как вести себя при взрыве

 


Взрыв в минском метро в апреле прошлого года стал проверкой на прочность для всей белорусской антитеррористической системы. К сожалению, найти противоядие от террористов-одиночек, одержимых идеей своего превосходства над остальными, не могут пока ни в одной стране. Такие преступники скрытны, они не предъявляют никаких требований и не предупреждают о готовящемся преступлении заранее.


Но, посмотрев на проблему более глубоко, белорусские специалисты все же отыскали способ, который поможет в борьбе с непредсказуемыми, на первый взгляд, преступлениями, – четко выстроенная государственная система воспитания подрастающего поколения.


– Сотрудники центра не только занимаются предупреждением, выявлением и пресечением угроз террористического и экстремистского характера, но и проводят большую профилактическую работу, – говорят в АТЦ. – В чем нам огромную помощь оказывает Министерство образования. Кстати, сейчас обсуждается необходимость возвращения в школьные программы курса по основам безопасности жизнедеятельности, где впервые детям расскажут о том, как себя вести, если они оказались неподалеку от взрыва или нашли в автобусе оставленную без присмотра сумку.

 


Телефонные хулиганы переходят на интернет

 


Школьники сами иногда выступают в роли террористов, правда, телефонных. В АТЦ создано целое направление по розыску шутников, устраивающих «взрывы» школ в день контрольных.


– Мы раскрываем почти 100 процентов угроз в адрес должностных лиц и особых объектов, и более 80 процентов – по минированию вокзалов, школ, административных зданий, – говорят сотрудники центра. – Поиск усложняется тем, что современные террористы хорошо владеют компьютерными технологиями и предпочитают свои сообщения-угрозы отправлять через всемирную паутину. Но это не значит, что они гарантированно смогут избежать наказания. О чем свидетельствует случай, произошедший несколько лет назад в белорусской столице. В одно из учреждений пришло сообщение с требованием заплатить 600 тысяч евро. В противном случае адресант грозился подорвать поезд «Минск - Москва». Спецслужбы предприняли все меры, чтобы не допустить возможный взрыв, а аналитики вычислили любителя легких денег. Несмотря на то что отправитель умело пытался скрыть место своего выхода в интернет, преступника задержали в одном из интернет-кафе.

 


Брейвик жил в Беларуси на военной базе… Уручье?

 


Недавно за помощью к белорусским коллегам обратились норвежские специалисты, которые ведут дело Брейвика. Норвежскую сторону интересовала информация о визите в Беларусь террориста, устроившего взрыв в центре Осло и бойню в молодежном лагере на острове Утейа. По поручению Генпрокуратуры Комитет госбезопасности установил, что Андерс Брейвик действительно прилетал в Беларусь в марте 2005 года. Общался со своей знакомой, которая проживала в районе бывшего военного городка Уручье. Это обстоятельство, кстати, впоследствии стало поводом для измышлений по поводу посещения Брейвиком военной базы. Видимо, так при переводе с одного языка на другой военный городок превратился в военную базу. А коль Брейвик жил на военной базе, то ничем другим, кроме как проходить там боевую подготовку, и заниматься не мог… Вся информация уже передана в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь, которая в свою очередь должна предоставить ее норвежской стороне.

 


Наталья УРЯДОВА, «ЗН» 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter