На телеканале «Россия–1» состоялась премьера нового белорусского 4–серийного телевизионного фильма «Следы апостолов»

Легендами кино полнится

В мае на телеканале «Россия–1» состоялась премьера нового белорусского 4–серийного телевизионного фильма...

В мае на телеканале «Россия–1» состоялась премьера нового белорусского 4–серийного телевизионного фильма «Следы апостолов». Канва вкратце такова: студентка факультета права Алевтина (чей образ создает актриса Татьяна Чердынцева) приезжает на летнюю практику к бабушке в Несвиж. По дороге попутчик (с узнаваемым обликом артиста Олега Гарбуза) рассказывает ей легенду о сокровищах Радзивиллов, в том числе о двенадцати золотых апостолах, спрятанных где–то в подземельях. Так завязывается сюжет, бросающий зрителей из современности в эпоху Наполеона и в события времен Второй мировой, из Несвижа — в Берлин...


Что появился фильм, неудивительно: тайна золотых апостолов — замечательный объект для детектива. Удивительно другое — то, что картина, отснятая полностью белорусским составом, смогла пробиться на российский рынок, перенасыщенный детективными сериалами. Это успех, секрет которого раскрывает автор идеи и продюсер ленты Виктор Лобкович.


— Вначале в книжных магазинах появилась книга «Следы апостолов», подписанная автором с иностранно звучащим именем Эндрю Олвик. Откуда оно?


— В этом псевдониме зашифрованы имена трех авторов. Андрей Остроумов — это Эндрю, Олег Сухамера — «Ол», и Виктор Лобкович, соответственно — «вик». Но поначалу мы думали не о романе, нам сразу пришла идея снять на сюжет поисков сокровищ Радзивиллов кино. Написали короткий синопсис, однако заинтересовать им кинематографистов тогда не получилось. А поскольку нам казалось, что идея эта интересная и глубокая, мы и решили — давайте напишем книгу!


— То есть вначале все же было кино... Хотя обычно случается наоборот.


— Да, книга Эндрю Олвика — производное от идеи фильма, так сказать, нестандартный путь. На работу над текстом ушло несколько лет — сами понимаете, сложный исторический материал, к тому же затрагивающий несколько эпох. Но оно того стоило. Наш фильм показали на телеканале «Россия». Поверьте, ни один белорусский фильм не был продан таким образом. Обычно речь идет о совместных картинах с российскими продюсерскими центрами. Есть еще вариант — вначале договариваются с российскими каналами и под заказ делают кино, которое будет продано. А мы делали без всяких заказов. Я полностью контролировал процесс съемок. Выступал как продюсер, присутствовал и на кастингах, и на площадке.


— А не пытались применить еще один излюбленный пиар–прием — пригласить раскрученную зарубежную звезду?


— Для меня было принципиальным, что в фильме заняты только белорусские артисты, так же как и режиссер, и вся съемочная группа. Ведь картина появилась благодаря тому, что мы выиграли конкурс Министерства культуры, который проводится в соответствии с указом Президента совместно с «Беларусьфильмом» и телекомпанией ОНТ. Мы — первые победители. Знаю, что Вадим Галыгин тоже снял фильм подобным образом, но его лента еще не вышла в прокат. Конечно, не все мои мечты о звездах сбылись — одного хотения мало. Раскрученные артисты обычно или очень заняты, либо финансовые условия, которые мы можем предложить, не соответствуют их ожиданиям. Но, поверьте, мы не ставили задачу сэкономить. Мы хотели показать всем, кто считает, что невозможно что–то сделать без российских медийных лиц, обратное. У нас хорошая актерская школа, в одном Театре–студии киноактера столько талантов! В фильме играют Олег Гарбуз, Игорь Сигов, Татьяна Чердынцева, легендарная Татьяна Мархель. Они — актеры первой величины, просто не так раскручены, как их коллеги в России. Убежден, наши артисты могут переплюнуть многих российских звезд.


— Вы раскрываете очень сложную страницу белорусской истории. Наполеоновская война на территории Беларуси, разграбление имения Радзивиллов, принявших сторону французов... Возможно, со стороны россиян были какие–то пожелания насчет акцентов в оценке событий?


— Никакого давления не было. Да и зачем? Поймите, мы не копаемся в истории, мы просто делаем приключенческое кино. Да, в прошлом было всякое, Доминик Радзивилл пошел на службу к Наполеону, мечтал, чтобы было воссоздано ВКЛ. Но мы, повторюсь, не занимались историческими расследованиями. Для нас интересна сюжетная канва, авантюрная составляющая. Мы сняли универсальное кино для всех.


— Вы не предполагаете, что после вашей книги и фильма прибавится кладоискателей? Сами, кстати, не пытались в реальности найти апостолов?


— Я — нет. Пусть желающие ищут в окрестностях Несвижского замка, может, кому–то повезет.


— В чем же секрет успеха вашего фильма?


— Нет универсального рецепта. Но, во–первых, чтобы кино сегодня получилось, оно должно быть продюсерским. И продюсер должен во время создания фильма, как говорится, не выпускать власть из рук. Если где–то дашь слабину — «кина не будет». Кинематограф — это большой и творческий, и производственный процесс. Продюсеру надо удерживать в голове много факторов, просчитывать наперед. У нас все есть для того, чтобы конкурировать с российским кино, — производственно–техническая база, актеры. Нет только института продюсеров.


— Вы сказали, что как продюсер контролировали процесс. А как бы вы охарактеризовали работу режиссера?


— Без талантливого режиссера фильм не состоится. Я рад, что фильм взялся снимать Сергей Талыбов. Он очень много работал с актерами на площадке. Разбирал с ними каждый эпизод, ставил задачи и, если не получалось, сам показывал, как надо играть. Очень важно иметь режиссера, который видит фильм от начала до конца еще до его снятия. Сергей видел. Российские коллеги, которые смотрели фильм, отметили крепкую работу режиссера. Хочется, чтобы ее оценили и в Беларуси.


— Собираетесь продолжить продюсерскую и сценаристскую карьеру?


— Да.


— А писательскую?


— Я по специальности не филолог, окончил нархоз, что в продюсерской работе помогает. Как сценарист я не пишу диалоги, это дело моих соавторов. Я придумываю сюжетные ходы, могу их расписать кратким содержанием, могу совместно сделать эпизод. Это сегодня обычная практика. Идей много, и мы сейчас попытаемся их реализовать. Объявлен новый конкурс заявок на фильм, будем в нем участвовать.


— Не намекнете о новом сюжете, хотя бы в какой исторической эпохе происходит действие?


— Вы знаете, нет. Плохая примета — боюсь сглазить.


— Когда фильм «Следы апостолов» увидят белорусские зрители?


— Показ приурочен к новому телевизионному сезону, в сентябре состоится премьера на ОНТ. В России фильм вышел в укороченном виде, четыре серии по сорок две минуты. Наши зрители увидят полную версию, по пятьдесят две минуты. Сейчас готовим и полноэкранный вариант для демонстрации в кинотеатрах, если все получится, будем презентовать его 3 июля. Это очень нелегкая задача — сделать из четырех серий одну, выбрав самое лучшее.


Из первых уст


Олег Гарбуз, исполнитель роли Григория:


— На самом деле стандарты съемок хорошего кино одинаковы, они присутствовали и на площадке фильма «Следы апостолов»: дружеская, приятная атмосфера, никто ни на кого не орет, добиваясь необходимого результата. Что касается сюжета, то легенд в Беларуси ходит бесчисленное множество. Разрабатывать можно любую. Я отношусь к истории о двенадцати апостолах не более чем как к легенде, которая имеет право на жизнь и может послужить поводом для фильма. Наверняка где–то есть и сокровища Радзивиллов, и наполеоновская карета... Но заняться их поисками, как мой герой, не собираюсь. Мистики во время съемок тоже не чувствовалось, Несвиж — популярный туристический объект, что там может быть мистического? Лет двадцать назад, когда я там был, можно было походить по «неухоженным» уголкам, с атмосферой тайны. Фильм получился достаточно конкурентоспособным — не знаю, как на мировом кинематографическом рынке, но на российском — точно.

 

Советская Белоруссия №98 (24235). Пятница, 31 мая 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter