Лампочка богача

В какой энергетической «форме» находится белорусская экономика?..

Государства — как люди. Скажем, если человек переедает, залеживается на диване да еще пьет и курит, нарушает свой энергетический баланс, тогда его направляют к врачу–диетологу и прописывают правильный режим. И заметьте, разбалансированны чаще всего неудачники и лузеры, а успешные бизнесмены всегда в хорошей форме...


А в какой энергетической «форме» находится белорусская экономика? Не «переедает» ли она энергоресурсов, какова ее энергоемкость на фоне стран СНГ и Евросоюза? Вопрос этот сегодня не только не праздный, а пожалуй что и главный. В условиях острейшей борьбы за энергоресурсы именно энергоэффективность становится ключевым фактором успешного развития страны. Не случайно самые богатые, самые продвинутые государства мира имеют самые малые затраты на каждый доллар выпущенной продукции.


В Беларуси по итогам 2009 года этот показатель составил 290 кг в нефтяном эквиваленте на 1.000 долларов США по паритету покупательной способности. Это почти как у Канады. А в идеале мы стремимся к уровню Франции и Германии. И как видно из предлагаемой диаграммы, динамика энергоэффективности положительная.


Так, может, не стоит сокрушаться, что Беларусь не имеет таких сырьевых ресурсов, как, например, Россия?.. За 20 прошедших лет наша страна оставила далеко позади и Россию, и всех остальных партнеров СНГ в деле энергоэффективности и энергосбережения. На смену ничейной, бесхозной «лампочке Ильича» пришли передовые энергосберегающие технологии, с помощью которых можно добиться богатства и процветания. В этом — залог конкурентоспособной экономики.


Об этом наша беседа с заместителем председателя Госстандарта — директором департамента по энергоэффективности Леонидом Шенцом.


— Леонид Васильевич, бывшие советские республики вступили в рынок с тяжелым наследием: все они были чудовищно энергозатратны, благо в Советском Союзе ресурсы были дешевые. Вряд ли наша страна была в то время исключением?


— Скажу более того. В 1990 году мы были одной из самых энергоемких стран на постсоветском пространстве. Мы тратили 780 кг в нефтяном эквиваленте на 1.000 долларов США. Это огромнейшая цифра, огромнейшие затраты. При этом у России этот показатель составлял 580, у Украины — 550... Вся затратная экономика была в Беларуси.


По итогам 2009 года наша энергоемкость составила 290 кг. Это хорошая динамика, мы многое сделали. Приблизились к Канаде, у которой показатель 250.


Вот диаграмма, из которой  все прекрасно видно.  Известно, что при темпах роста ВВП в Беларуси почти на 250 процентов темп роста потребления топливно–энергетических ресурсов составил только 101,8 процента к уровню 1997 года. То есть валовой продукт увеличился в два с половиной раза, а энергопотребление ресурсов практически на одном и том же уровне. И за это время мы снизили энергоемкость ВВП почти на 60 процентов. Так что показатели у нас хорошие, но мы пока не находимся на уровне Германии. Значит, есть над чем работать.


— Но мы гораздо выше наших партнеров по СНГ...


— Прошедший год был очень сложным для экономического развития стран, в том числе и Беларуси. В 2009 году мы снизили энергоемкость только на 5 процентов, но при этом лучше выглядим по отношению к нашим соседям. Наш приоритет — снижение затрат, снижение издержек — остается нашей главной задачей.


— За счет чего удалось добиться положительной динамики энергоэффективности?


— Должна быть воля, и такая ясно выраженная политическая воля сегодня в стране есть. Одним из столпов государственной энергетической политики я назвал бы Директиву № 3, определяющую экономию и бережливость как главные факторы экономической безопасности. В ней определены приоритеты: значительно снизить энергоемкость, увеличить долю местных ресурсов, диверсифицировать поставки энерносителей и т.д.


Второй важнейший документ — Концепция энергетической безопасности, в которой до 2020 года определены пути повышения уровня энергетической независимости, роста эффективности производства и повышения надежности работы систем энергоснабжения.


И третья составляющая — это Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергосистемы, энергосбережения и увеличения доли использования собственных топливно–энергетических ресурсов. Все документы утверждены Главой государства. Раз есть воля — есть и четкая стратегия, которой мы следуем. Правительство также уделяет огромное значение вопросам энергоэффективности. Ежегодно в стране проводится два международных форума, демонстрирующих новейшие энергоэффективные технологии и оборудование.


— Но на реализацию стратегии требуются огромные средства. Есть ли они у наших энергетических предприятий?


— Действительно, сегодня, например, обсуждается программа модернизации энергетической отрасли, на которую планируется потратить около 6,0 миллиарда долларов. Это значительные средства, но должен заметить, что в современном мире энергетика является самой привлекательной сферой для инвесторов. Наша страна не является исключением. Напротив, ее уникальное расположение и экономический потенциал позволяют нам активно прибегать к заемным ресурсам для приобретения оборудования. Например, сегодня в стране идет строительство ТЭЦ–2. В стадии завершения переговоры по модернизации Лукомльской, Березовской ГРЭС. Все это делается в основном за счет привлечения инвестиций. В настоящее время прорабатывается соглашение с германской стороной на получение средств для финансирования нескольких проектов по строительству биогазовых комплексов. Уже подписано соглашение с немецкой компанией о создании ветропарка мощностью 160 МВт.


Кроме того, республика получила 125 миллионов долларов на строительство 6 новых ТЭЦ за счет средств Всемирного банка. Представители этого международного института намерены и в дальнейшем продолжить работу с Беларусью в этом направлении.


— Кроме денег, нужны передовые энергосберегающие технологии, такие, какие сегодня есть на Западе. Располагает ли ими наша страна?


— Мы подписали соглашения о сотрудничестве в области энергосбережения с Австрией и Германией. Оттуда мы берем на вооружение самые передовые технологии. Известно, что Германия — лидер в области возобновляемой энергетики. Мы стараемся применить германский опыт по биогазовым, ветровым установкам. Результат говорит о том, что их технологии у нас абсолютно применимы. И не только в возобновляемых источниках энергии. Точно так же можно говорить о большой и малой энергетике, в том числе переводе котельных в мини–ТЭЦ.


Сегодня в Германии массово внедряются водонагреватели, работающие от солнца. Это сотни тысяч оборудованных специальной аппаратурой крыш! Мы можем сделать подобное, особенно в агрогородках в Брестской, Гродненской, Гомельской областях, где солнца достаточно и вполне реально обеспечить горячей водой частные домовладения за счет солнечного тепла.


Например, в детском оздоровительном лагере в Солигорском районе установили гелиоколлектор мощностью 160 киловатт и обеспечили горячей водой с температурой до 70 градусов на летний период. Такие установки работают в некоторых районах Гомельской области, пострадавших от радиоактивного загрязнения.


Интересным представляется также опыт Дании. Когда произошел первый энергетический кризис в 1973 году, датчане массово начали заниматься строительством небольших станций. И мы сегодня также вводим мощности малой энергетики в непосредственной близости от потребителя. Пусть это будет станция на 2 — 3 мегаватта, но она обеспечивает электроэнергией локально, там, где она нужна, без лишних потерь и расходов при транспортировке.


— А насколько реально, развивая малую энергетику, переходя на альтернативные источники энергии, сократить свою энергозависимость от углеводородных источников сырья, которыми мы не располагаем?


— Полностью уйти от газа невозможно. Он занимает 95 процентов в общем объеме выработки электроэнергии. И 55 — 60 процентов от общего объема потребления энергоресурсов в нашей стране. При этом снизить потребление импортируемых видов топлива вполне реально. Если в 2006 году мы имели 17 процентов местных видов топлива в котельно–печном топливе, то сегодня уже 20 процентов. К 2015 году поставлена задача выйти на 28 процентов.

...Сегодня все страны СНГ отмечают положительный опыт энергосбережения в Беларуси. По просьбе ООН в июле в Минске успешно прошел международный семинар по энергоэффективности. Тем не менее работы еще предстоит очень много как в области модернизации объектов энергетики, совершенствования технологических процессов в различных отраслях народного хозяйства, так и в быту.


— Спасибо за беседу!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter