Квитанция навырост

Недавно в некоторых районах Гомеля опять появились объявления: «ЖЭУ предлагает вам на долевом участии произвести ремонт подъезда с последующей его передачей под общественную сохранность...» Суть обращения к жильцам проста: краска ваша — работа наша...

Недавно в некоторых районах Гомеля опять появились объявления: «ЖЭУ предлагает вам на долевом участии произвести ремонт подъезда с последующей его передачей под общественную сохранность...» Суть обращения к жильцам проста: краска ваша — работа наша (а также часть материалов). И ответная реакция, в общем, предсказуемая: «А за что мы каждый месяц платим? И что еще за «общественная сохранность» такая?..»


Гомельчанка Ирина Федорцова на днях тоже обнаружила такой листок на двери подъезда. Размышляет над предложением:


— С одной стороны, я не обеднею, если раз в несколько лет дам домоуправлению каких–то 20 тысяч рублей. А с другой — неужто им опять не хватило тех немалых денег, которые мы платим по квитанциям? И если не хватает — почему надо вот так побираться, вместо того чтобы просто установить реальные тарифы?..


Есть и другие вопросы. Например, организовать сбор денег должны сами обитатели дома. А законность таких операций — штука непростая. Как быть с бухгалтерией, что скажут налоговики?.. Кроме того, вряд ли все согласятся сдавать деньги. Значит, остальным придется платить и за пьяницу с пятого этажа, и за прочих «несогласных» (которые и довели подъезд до нехорошего состояния).


Коммунальники в ответ напоминают главный принцип такой формы работы: никто не обязывает, но возможность есть. В Гомельском управлении ЖКХ не называют, сколько подъездов уже обновлено таким образом, — просто не занимались подсчетами. Говорят, что немало, даже очередь из желающих имеется.


«Долевое участие» — вообще популярный прием. Не секрет, что многими ЖЭУ и ЖЭСами по всей стране он активно применяется в ответ на жалобы жильцов. На собраниях людям дают понять: уж лучше так, чем никак...


Звоню в свое домоуправление. Начальница описывает механизм «долевого участия». Надо выбрать старшего по подъезду. Пригласить специалистов, чтобы рассчитали объем работ, смету. Собрать деньги. Дать их мастеру, чтобы купил краску, либо выбрать и купить самим. Заверила: все без обмана, ни копейки больше, чем требуется, — легко проверить.


— А разве мы не платим за это каждый месяц? — задаю все же надоевший вопрос.


В трубке терпеливо вздыхают:


— Это совсем другое. Если хотите жить в красивом подъезде — существует возможность доплатить за внеплановый ремонт...


— А если по «общей очереди»?


— В ближайшую пятилетку — точно нет. Нехватка средств...


Коммунальникам не позавидуешь — у них тысячи квадратных метров ветхого жилья, «хрущевки», юридически поднаторевшие жалобщики и «нехватка средств». В этой ситуации дипломатичная формулировка «долевое участие» позволяет худо–бедно добрать недостающее, оправдать платежи, «добровольно» взимаемые сверх тарифа...


Хотя всем было бы проще, если бы не пришлось придумывать «дипломатичных формулировок». А достаточно было бы просто платить по официальной и всем понятной квитанции.


Комментарий


Валерий Ростокин, начальник жилищного отдела предприятия «Гомельское управление ЖКХ»:


— Обычные платежи на техобслуживание и капитальный ремонт покрывают около 40 процентов потребности. Остальные расходы ложатся на государство, предприятия ЖКХ. Механизм долевого участия в ремонте жилья работает уже около пяти лет. Если люди хотят жить в благоустроенном доме, то могут воспользоваться этой возможностью. Кроме того, опыт показывает, что человек, вложивший собственный рубль в благоустройство, совсем иначе относится к тому, что сделано. Он и другому не позволит что–то испачкать или сломать. Это и есть «общественная сохранность»...


Мнение по поводу


Николай Гайдуков, директор белорусско–германской управляющей компании «Мозырская альтернатива»:


— Наша фирма фактически является «коммерческим домоуправлением», имеет на обслуживании 5 многоэтажных домов. В том числе довольно изношенные «хрущевки». Но мы однозначно не станем использовать формы работы вроде так называемого «долевого участия». Для качественного выполнения обязанностей нам достаточно регулярных платежей по квитанциям. При этом наши клиенты не платят больше, чем жители других домов. Более того, экономят. Например, в масштабах конкретного 108–квартирного дома за год мы сберегли 11 миллионов рублей. Дело в том, что у нас очень маленький управленческий аппарат, всего несколько человек. Соответственно и затраты на его содержание незначительны...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter