Верховный Суд проведет пленум, посвященный вопросам права собственности на жилые помещения

Квадратные метры раздора

Поделить даже последнюю кастрюлю. Когда нервы на пределе, а кровь кипит от возмущения, бывшие супруги готовы из‑за обиды забрать последнее. Но личные претензии друг к другу легко остужаются, если экс‑супруги обращаются в суд, где главным становится право каждого, а злословие не является аргументом. Кодекс о браке и семье, Жилищный и Гражданский кодексы нашей страны довольно подробно регулируют сферу правоотношений между бывшими супругами, а также между гражданами, которые в силу определенных причин не могут найти решение своих вопросов, связанных с жилой собственностью. О чем говорит практика рассмотрения судами данной категории дел? Об этом «СБ. Беларусь сегодня» рассказал Андрей Забара, заместитель Председателя Верховного Суда. 


— Почему очередной пленум посвящен именно этой теме?

— Рассмотрение дел, связанных с правом собственности на жилые помещения, имеет высокую социальную значимость. Правильное разрешение таких споров — важнейшее средство соблюдения конституционных гарантий прав граждан на жилище. Это также средство эффективной защиты собственности, добросовестно приобретенной законным способом. 
В прошлом году более 94 процентов жилищного фонда в нашей стране составила доля частного жилья. Из них почти 95 процентов принадлежит физическим лицам. 
Также важно отметить, что в прошлом году по государственной программе «Строительство жилья» в стране построено и введено в эксплуатацию более 4,39 миллиона квадратных метров жилья, в том числе почти 1,8 миллиона для очередников (большая часть построена с господдержкой). Более 25 тысяч коммерческих сделок с жилыми помещениям было совершено за прошлый год только по областным центрам и Минску. Очевидна востребованность этой тематики. К тому же в жилищную сферу достаточно активно внедрены рыночные отношения. Сложился и действует рынок жилья. Жилые помещения привычно выступают объектами различных сделок при продаже, дарении, мене. Кроме того, они являются предметом залогов в банковских отношениях, предметом наследства. Поэтому обсуждаемая тема пленума весьма актуальна.

— Последний раз пленум на подобную тему проводился практически 20 лет назад. Насколько существенно с того времени изменилось тематическое законодательство? 

— Напомню, что еще в 2003 году вступил в действие Закон «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». В 2012‑м был принят новый Жилищный кодекс. В этот кодекс в 2019 году внесены изменения, и, по сути, сейчас он представляет собой новую редакцию. То есть это уже третья редакция кодекса за 20 лет. Также с 1 июля 2016‑го прекращена приватизация государственного жилищного фонда гражданами. За этот период внесены значительные изменения в брачно‑семейное и гражданское законодательства. Безусловно, все это повлекло изменение правового регулирования в этой сфере. 

— Что показало обобщение и анализ судебной практики? 

— Большинство судебных споров в этой сфере составляют дела о признании права собственности на жилые дома, квартиры и доли в них, о разделе этих жилых помещений, о признании сделок с жилыми помещениями недействительными, об устранении препятствий, чинимых собственникам этих жилых помещений в осуществлении своих прав. Удельный вес таких споров на протяжении последних лет примерно одинаков и колеблется в районе 3,5 тысячи дел в год (в 2021‑м — около 3700 дел). Это примерно 2 процента от всех гражданских дел, находящихся в производстве судов. От всех жилищных судебных споров — это треть. 
Около 81 процента исков по такой категории дел удовлетворяется. 
Хочу также отметить, что высока и активность самих сторон в разрешении спора не только судебными, но и другими законными способами. 
Почти 21 процент этих дел оканчиваются мировым соглашением, либо путем медиации, либо иным несудебным способом. 
В большинстве случаев участниками споров, связанных с правом собственности на жилые помещения, являются, как правило, бывшие супруги, их дети, родители, наследники. Целью изучения практики рассмотрения этих дел как раз являлась проверка правильности применения судами законодательства, в том числе нового. Задача — выявить спорные вопросы правоприменения и дать судам через постановление пленума возможные разъяснения. 

ФОТО CHELTV.RU

— Насколько сложно рассматривать подобные дела? 

— Такая категория дел относится к категории сложных дел. Это стык и жилищного законодательства, и гражданского, и брачно‑семейного. Также сложность представляет сама сфера межличностных взаимоотношений сторон. 
Чего греха таить, вступая в брак, люди не думают о том, что будут разводиться и делить имущество, они собираются жить вместе. 
Поэтому есть определенная сложность в доказывании сторонами тех или иных вложений, каких‑то конкретных обстоятельств и действий. Эта категория дел требует серьезной подготовки. 

— Облегчает ли процесс рассмотрения дела наличие брачного контракта? 

— Брачный договор — это хорошая штука. Он позволяет во многих случаях избежать различных споров. Можно с согласия участников договора определить в нем доли супругов, в том числе и отличные от закона. Ведь по закону они равные. Учесть другие конкретные обстоятельства. Статистика показывает, что в 2021 году суды рассмотрели 1344 дела о разделе имущества супругов. При этом без брачного договора — 1321 из них, и только 23 — там, где брачный договор фигурирует. То есть брачным договором снимаются многие вопросы. Спор в суде — это затраты и эмоциональные, и финансовые, и временные. 
В целом статистика показывает, что люди, которые достигают мирового соглашения, экономят и средства, и силы, и нервы. 
Мирные решения позволяют даже при распаде семьи сохранить хорошие человеческие отношения. Поэтому если есть возможность разрешить спор путем достижения договоренности, то не надо этим никогда пренебрегать. Кроме того, те разъяснения, которые будут содержаться в постановлении пленума, не только станут способствовать единообразной судебной практике, разъяснят спорные вопросы, но будут полезны и другим правоприменителям, а также гражданам. Они расширят их правовой кругозор и позволят быть готовым найти выход из каких‑то спорных ситуаций. 

ПОЛЕЗНО ­ЗНАТЬ

Все ли имущество, нажитое в браке, считается совместным? 

Имущество, нажитое супругами в период брака, вне зависимости от того, на кого из супругов оно приобреталось или кем из супругов вносились денежные средства, является общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права по его владению. А в случае раздела их доли признаются равными. Между тем, если имущество приобретено за счет исключительно личных средств одного из супругов, то оно может быть признано только его собственностью. Например, муж в период брака продал ранее принадлежавшую ему, еще до брака, квартиру и на вырученные средства, а также на деньги, которые лежали на его счету и который был открыт и сформирован еще до вступления в брак, приобрел новое жилое помещение. В таком случае оно может быть исключено из общей совместной собственности супругов. Еще один случай: в период брака приобретена квартира путем наследования или в результате дарения одному из супругов. Закон тоже исключает это имущество из состава совместно нажитого. Сегодня также распространена ситуация, когда при разводе встает вопрос о разделе имущества, которое строится за счет кредитных средств. В таком случае при разделе на супругов могут быть возложены равные права по погашению этого кредита. Вместе с тем разделение кредитных обязанностей возможно только с согласия банка, который этот кредит выделил. Также важный момент: если имущество, принадлежащее одному из супругов, в период брака было существенно модернизировано (произведен капитальный ремонт, реконструкция), что значительно увеличило его стоимость, то в этом случае жилое помещение может быть признано судом совместно нажитым имуществом супругов. Таким оно будет признано в целом, а не только в части произведенных улучшений.

Будет ли считаться совместно нажитым имущество, приобретенное в гражданском браке? 

Понятия гражданского брака наше законодательство не содержит. Есть понятие «фактическое сожительство». Если граждане не зарегистрировали брак, но вели общее хозяйство на момент приобретения жилого помещения, то судебный спор между ними о праве собственности или разделе имущества будет разрешаться судом в соответствии с нормами Гражданского и Жилищного кодексов. Станет учитываться конкретный вклад каждого в приобретение этого жилого помещения. В данной ситуации (в отличие от брака) нет заранее предусмотренной презумпции общей собственности. Каждый должен доказать, что было достигнуто соглашение о создании общей собственности на жилое помещение, свою долю участия в этом, размер такого вклада. Тогда можно присудить какую-то долю в собственности и произвести раздел. Но сделать это будет сложнее, чем лицам, состоявшим в браке. Поэтому граждане должны задуматься о том, чтобы узаконить свои отношения. 

Если квартира осталась папе, а дети — маме, их выселят? 

При рассмотрении дел, связанных с выселением бывшего супруга в тех семьях, где есть дети, учитываются все обстоятельства. Разрешая этот спор, судом исследуются обстоятельства в каждом конкретном случае, учитывается, с кем из родителей останется ребенок, кто из них принимает непосредственное участие в его воспитании, содержании. Интересы ребенка приоритетны. Произвольное разделение детей и родителей, как и произвольное оставление ребенком своего места жительства, недопустимо. Исходя из этих позиций и разрешаются подобные споры.

isaenok@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter