Куй железо, пока... не остыл

Хроника любовного треугольника: актер, сцена, сериал...
Хроника любовного треугольника: актер, сцена, сериал...

Актеры опытные и совсем юные, только начинающие свой путь, считают своим долгом упомянуть при каждом удобном случае, что в театре их держат отнюдь не деньги, а нечто большее. Коренная любовь к профессии, ощущение причастности к некоему общему делу, смутная надежда вписать хотя бы легким штрихом свое имя в театральную летопись страны. Деньги актеры зарабатывают в другом месте — в рекламе, на съемках сериалов и кино. Иногда они вынуждены оправдываться за то, что беспардонно тиражируют однажды найденную интонацию или жест, тем не менее никто из них не подвергает сомнению аксиому, что нынешние сериалы помогают жить.

Любовь по расписанию

Режиссер Николай Пинигин однажды признался, что ему все сложнее репетировать, потому что актеры... смотрят на часы.

— Вообще, я думаю, существование театра на сегодняшний день невозможно, — говорил как–то мастер в интервью нашей газете. — Жизнь отдельных спектаклей возможна, а театра — нет. Съемочный день известного артиста стоит 3 тысячи долларов, а актерская зарплата в Большом драматическом театре Санкт–Петербурга, например, составляет 200 долларов. Поэтому когда ты ставишь спектакль в московском или питерском театре, артисты тебя ненавидят: ты отнимаешь у них время, за которое они бы могли заработать хорошие деньги!

Грозит ли театру кадровый голод, если молодые актеры поголовно уйдут в кино? Ведь попасть в хороший кинопроект или сериал для них более важно, нежели — в хороший спектакль. Это относится не только к нашим актерам, но и к российским тоже. Даниил Спиваковский так бы и остался в свои 35 звездой довольно слабого, по общему мнению, театра им. В.Маяковского, если бы не звездная роль в фильме Валерия Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн». В карьере Анатолия Лобоцкого, казалось, ничего особенного не произойдет. Но вот происходит встреча с Владимиром Меньшовым, главная роль в мелодраме «Зависть богов» и — всенародная любовь.

А брэнд и ныне там?

— С Николаем Пинигиным я абсолютно согласна, — откровенно сказала однажды мне одна из ведущих актрис минской сцены. — Молодые актеры, оканчивающие театральные вузы, совершенно не стремятся работать в репертуарном театре и нимало по этому поводу не переживают. Важнее для них — принести свои фотографии в актерские агентства и на киностудию «Мосфильм».

Я, признаться, был озадачен. Хотелось продолжить разговор, не снижая его градуса! Откровенно провоцирую собеседницу: неужели театр теряет свой престиж среди молодых актеров?

— Я думаю, нас не минет такое будущее. Уже теперь к нам активно приезжают московские режиссеры, наши тоже начали снимать. Конечно, актер отказывается от театра, если за съемочный день у него есть возможность заработать месячную зарплату. Всех манит мир кино — мир денег. Иногда я встречаю молодых коллег из Петербурга или Москвы на съемках и вижу, что былого пиетета перед театром, перед прославленными труппами уже нет. Один молодой актер Московского театра сатиры под руководством Александра Ширвиндта рассказал, что принципиально играет один–два спектакля в месяц, потому что по–другому просто нельзя, если ты хочешь сниматься. Можно «тянуть» максимум три спектакля. Конечно, кому–то не так везет со съемками. Его молодая коллега не снимается и, чтобы прокормиться, играет 14 — 16 спектаклей в месяц. Это говорилось с сожалением, мол, бедняга...

Я не сдаюсь, добавляю перцу: неужели даже при слове «Ленком» или «Современник» сердца актеров уже не трепещут?

— Нет, порой они с гордостью говорят, что работают в театре Вахтангова, «Современнике» или МХТ... Но там уже совершенно другая ситуация. В театре есть регулируемая политика репертуара — он подстраивается под съемочные графики актеров! Прежде всего звезд, таких как Хабенский, Пореченков, Миронов, Безруков. У нас этого нет. Конечно, кто–то возразит, что и таких раскрученных звезд у нас нет, но откуда же они появятся в таком случае, если все вставляют им палки в колеса? В театре имени Горького, например, съемки вообще до сих пор не приветствуются. Мне рассказывали коллеги из театра, что порой надо что–то выдумать, говорить, что ты заболел, скрывать, что снимаешься. И это 2007 год!

Такой вот получился разговор...

Театр «говорящих голов»

— Я согласен с тем, что актеры отдают предпочтение сериалам, но театр никогда не умрет, — считает, в свою очередь, актер и режиссер Национального академического театра им. М.Горького Олег Коц. — Настоящему актеру всегда интересно играть в театре. Ведь есть отдельный жанр спектакля, поставленного на специально раскрученного киноактера. И Дмитрий Дюжев, и Илья Носков с удовольствием играют в театре. Из наших актеров назову Владимира Гостюхина. Несмотря на плотный график съемок, такие разные работы, как «Война», «Сказ про Федота–стрельца», «Первый после Бога», он продолжает регулярно играть в постановках Театра–студии киноактера и собирать аншлаги. Известный киношный актер — это априори звезда в театре. Конечно, есть ситуация перевернутого сознания, когда звезды сериала «Менты» или «Не родись красивой», приезжавшие недавно в Минск, воспринимаются уже исключительно как герои сериалов. Это беда актеров. Они становятся заложниками экрана. Зрителю они совершенно неинтересны в новых амплуа, они хотят видеть узнаваемые жесты, слышать знакомую речь. Видеть, в конечном итоге, на сцене просто ожившую «говорящую голову» из телевизора. У меня не было конфликтов с театром из–за съемок. Многих артистов отпускают спокойно, но случаются ситуации, когда приходится выбирать. Выбор всегда в пользу театра. Причина всех актерских успехов — в самом актере, а престиж театра если и падает, то исключительно из–за качества отдельных спектаклей.

Короли эпизода

Актриса Марина Денисова, по отзывам коллег, снимается часто, но и родной Драматический театр Белорусской армии не забывает. Как никто знает ситуацию изнутри.

— Иногда мне кажется, что театр у чиновников от культуры находится на последнем месте, — считает она. — Что касается съемок... Если я на съемках могу получить 300 долларов в день, а в театре столько получаю за месяц, выбираю съемки. Я — не минчанка, поддержки у меня никакой. На то, что заработаю, буду есть, одеваться... Отношение москвичей иногда коробит, но другого выхода нет. Буквально на днях слышала: «Мы снимаем здесь, потому что получается практично и качественно». Они пользуются нашей дешевой базой, хорошими актерами. Нас поставили в такие условия, что мы никогда не будем играть в этих проектах главные роли.

— Что из последних кинопроектов вам запомнилось?

— Съемки фильма «Спасти императора» Олега Фомина. Редкий режиссер может найти время, чтобы поговорить с массовкой, объяснить задачу эпизодникам. Олег нашел. Мы были у него в полной любви и ласке. Фильм «Бумеранг» Рудольфа Фрунтова. Там было труднее, но происходил постоянный творческий поиск. Что еще? На самом деле проектов было не так уж и мало, но что–то просто забывается. Хорошо, если еще просто дают почитать сценарий. Могут и не дать...

Итого

Противоборство кино и театра было всегда. Не любил кино худрук упоминаемого театра сатиры Валентин Плучек, ревновал к киноуспехам Копеляна и Доронину Георгий Товстоногов. Одно ясно: так, как раньше, все равно уже не будет. Руководству белорусских театров надо проявлять гибкость и смотреть на ситуацию реально. Стремиться изменить свое ревностное, бесконечно «совковое» отношение к востребованности молодых на съемочных площадках. Сериальный бум требует новой иерархии отношений жанров, пересмотра всех прежних договоренностей.

Нередко в кулуарах приходится слышать от корифеев театра, что хорошую кинороль еще нужно заслужить многолетним служением театру. Мол, как можно на что–то претендовать, не имея должной школы, опыта? Но если театр действительно не может прокормить сегодня молодого актера, разве он вправе требовать от него взаимной любви?

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter