Куй железо...

О промышленности
Свежие статсводки красноречивы: спрос на технику и машины превышает не только предложение, но и самые дерзкие ожидания производителей. Сможет ли наша промышленность с толком использовать конъюнктуру?

Вот любопытная новость. За январь объем экспорта «Гомсельмаша» вырос в 5,6 раза к прошлогоднему январю. До уборочной далеко, а мощности объединения уже загружены, почти как летом. Подписаны контракты на поставку 500 комбайнов в Россию. Минимум 200 единиц техники должно быть отгружено в первом квартале в Украину...

В фаворе рыночной конъюнктуры производители автобусов. В прошлом году на внешние рынки было поставлено 867 машин. В денежном выражении экспорт увеличился почти в 1,5 раза. Руководство Минпрома ставит вопрос о строительстве нового автобусного завода. Мазовских мощностей сегодня недостает для удовлетворения рынка.

Актуально увеличение производства бытовой техники: стиральных машин, газовых и электрических плит, холодильников, телевизоров. Хорошая бытовая техника нарасхват внутри страны. В прошлом году население купило ее на 60 процентов больше. Динамика покупок телевизоров, утюгов, электрочайников, стиральных машин в разы опережает рост заработной платы! И здесь чтобы удовлетворить разыгравшиеся аппетиты надо расширять производство.

Решение совершенно очевидно. Более того, строительство новых мощностей расписано в правительственных документах. Но бог, как известно, в деталях, а не в общих соображениях. Главный нюанс: кто будет финансировать «расширение» нашей промышленности? Строительство нового завода по производству автобусов, например (по предварительным подсчетам), обойдется в 100 миллионов долларов. Сможет ли МАЗ вырвать эти деньги из «оборотки»? Или ставка будет сделана на новую порцию кредитных ресурсов?

А за счет чего будут развиваться «Витязь» и «Горизонт»? Ведь известно, что сегодня оба телевизионных завода имеют непростое финансовое положение. И вряд ли могут рассчитывать на новые многомиллионные займы. Неужели развитие будет происходить за счет средств бюджета? Но в таком случае порочная практика так и не прекратится...

В нынешней макроэкономической ситуации упор, как представляется, должен делаться на прямые инвестиции. В том числе и иностранные. Они не требуют выплаты процентов и сберегают бюджетные средства. В прошлом году промышленные предприятия страны привлекли немногим более 600 миллионов долларов таких инвестиций. Не сказать чтобы густо: пять заводов по выпуску автобусов. А ведь речь сегодня идет о строительстве сотен (!) новых производств. Пассивность директората критиковал на недавней коллегии Минпрома Премьер–министр Сергей Сидорский. В этой связи он упомянул и о стратегии стран Евросоюза перенести часть крупных заводов на постсоветское пространство. (Вот они — солидные капитальные вложения.) Готовы ли наши управленцы использовать инициативу ЕС в интересах Беларуси? Увы, по оценкам Премьер–министра, готовность пока невысокая.

Сопутствующий острый вопрос — технологическое состояние действующих промпредприятий. Соответствуют ли уровню европейских автомобильных концернов цехи МАЗа? По мнению руководства Минпрома, заводу необходимо коренное и срочное обновление. В качественной модернизации нуждаются «Витязь» и «Горизонт». Здесь уж точно не обойтись без иностранного участия. Наладить производство востребованных рынком жидкокристаллических панелей можно только совместно с одним из мировых лидеров телевизионной индустрии (самостоятельная разработка технологии обойдется в миллиарды долларов).

...Финансовая, технологическая и сбытовая кооперация с авторитетными зарубежными партнерами — вот инструмент, которым сегодня должна широко пользоваться белорусская промышленность. Из «экстенсивных методов» выжато все, что можно, возможно, даже больше. Удержаться на гребне внешнего и внутреннего спроса, варясь в собственном соку, уже не получится. К тому же конкуренты не дремлют.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter