Курс для вуза

Что будет с высшим образованием в ближайшие семь лет?

Что будет с высшим образованием в ближайшие семь лет?


Прописная истина: экономике любой страны нужны высококвалифицированные кадры. Основная нагрузка ложится на специалистов с высшим образованием. Именно они задают ритм, определяют экономический прогресс. Но как сделать так, чтобы образовательный эффект стал еще более значительным, реально осязаемым? Об этой и многих других проблемах говорили вчера на заседании Президиума Совета Министров. Специалисты обсуждали проект государственной программы развития высшего образования на 2008 — 2010 годы и на перспективу до 2015 года.


— Нам давно пора перейти из догоняющих и развивающихся стран в группу лидеров, — обозначил узловую проблему Председатель Правления Национального банка Петр Прокопович. — А ведь одна из составляющих индекса человеческого развития — это образование. Но в этой сфере мы практически топчемся на месте.


Как готовить достойных инженеров, врачей, преподавателей, чтобы догнать передовые страны? Многое зависит от технического оснащения вузов.


— В XXI веке стыдно учить студентов на оборудовании 50–летней давности, — сетовали специалисты.


Вместе с технологиями стареют и кадры. Сейчас 80 процентов вузовских профессоров старше 60 лет. Эту возрастную планку перешагнула и половина доцентов.


— Необходимо активнее вовлекать молодежь в научную работу в вузах, — предложил Премьер-министр Сергей Сидорский. — Для них надо разработать систему бонусов. Молодежи нужны стимулы, а не пустые обещания.


Одним из стимулов могло бы стать решение жилищного вопроса. Местами в общежитиях обеспечено 67 процентов юношей и девушек. Остальные вынуждены снимать частные квартиры. Получается, что за бесплатное, по сути, образование ребята все равно вынуждены платить. Как выход на заседании прозвучало предложение выдавать вузам льготные кредиты под строительство жилья.


Подготовка кадров — еще один пункт новой программы. Увы, наша образовательная система пока недостаточно оперативно реагирует на потребности экономики. К примеру, несмотря на острую нехватку строителей, фактически не изменилась ситуация с подготовкой специалистов в этой отрасли.


— В стране — строительный бум, а к решению проблемы подошли формально, — считает П.Прокопович. — В одном вузе добавили группу, в другом — полгруппы, и на этом все. А ведь, прогнозируя, сколько кадров мы должны подготовить, нужно исходить не из того, что надо сегодня. Важно предусмотреть, какие потребности появятся через 10 — 15 лет.


Подытожим. Специалистам есть над чем подумать: проект программы взят за основу. В течение месяца с учетом замечаний членов Президиума Совмина она будет доработана.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter