А.Н.: Одну такую ленту с двумя хитами телеканал «Беларусь 3» покажет в понедельник. Это «Два бойца» режиссера Леонида Лукова — кино, снятое в Ташкенте в 1942 году. А две песни — это «Шаланды, полные кефали» и «Темная ночь».
А.Н.: Их исполнил Марк Бернес, который в этом фильме сыграл одесского сварщика Аркадия Дзюбина. А второй боец — кузнец с Урала Саша Свинцов, Саша с Уралмаша — это не менее знаменитый Борис Андреев.
А.Н.: И снова подтверждается старая истина, что если человек талантлив — он талантлив во многом. И музыку, и текст к этим двум совершенно разным композициям написали одни и те же люди — ленинградец Никита Богословский и киевлянин Владимир Агатов.
А.Н.: Единственную ошибку сделал черниговец и харьковчанин Марк Наумович Нейман (а тогда уже Бернес): он пел «за всю Одэссу», чем изрядно свой образ одессита подпортил в глазах знатоков. Но когда фильм восстановили на студии Горького в 1963 году, Бернес перепел хит и там уже звучало мягкое «е», радуя слух всех одесситов.
А.Н.: «Катерина — луч света в темном царстве». Эта фраза Добролюбова о героине пьесы Островского «Гроза», как и многие реплики «интеллигентов в маминой кофте», как говаривала моя бабушка, на многие годы стала проклятием выпускников.
А.Н.: Почему же? Ведь Николай Александрович писал о царстве невежества в купеческой среде и о протесте Катерины.
А.Н.: А то, что Александр Николаевич в первую очередь рисовал женский характер, — это Добролюбову было по барабану. Мужчины! Хотите понять представительниц прекрасного пола хоть немного? Перечитайте Островского и Лескова. Или хотя бы посмотрите кино, снятое по их пьесам и романам.
А.Н.: Вот, например, в четверг первый социокультурный покажет фильм Романа Балаяна «Леди Макбет Мценского уезда», снятый им на «Мосфильме» в 1989 году. Для нашего уха это словосочетание перестало быть иронично–саркастическим. Между тем для современников Николая Семеновича Лескова оно звучало — ну примерно как для Ильфа и Петрова «княгиня Беломорско–Балтийская».
А.Н.: Однако же Катерина Львовна Измайлова, которую играет Наталья Андрейченко, смеха, знаете ли, не вызывает. Вместе со своим любовником, в роли которого молодой Александр Абдулов, она убивает свекра, затем — мужа, затем — малолетнего племянника. А когда, уже идя по этапу на каторгу, видит, что ее бывший любовник обхаживает другую, она и эту другую топит в реке вместе с собой.
А.Н.: Какие страсти! Но могу только повторить: этот фильм стоит в списке must see — «к просмотру обязателен!».
А.Н.: Как стать режиссером, я себе немного представляю: много учиться, пробиваться, терпеть, работать, доказывать и снова терпеть. А знаете ли вы, как прослыть режиссером?
А.Н.: Например, снять звонкое кино, затем пробиться в Союз кинематографистов и заняться общественной деятельностью?
А.Н.: Вы знали, вы знали! Примерно так и выглядит творческий путь режиссера Юлия Гусмана, который в 1981 году на «Азербайджанфильме» снял кино «Не бойся, я с тобой».
А.Н.: Ну а почему оно стало популярным, как вы думаете?
А.Н.: Во–первых, Лев Дуров. Во–вторых, Дуров в фильме оказался тайным знатоком и учителем смертельного боевого искусства, что в годы запрета карате в СССР только добавило фильму этакого шарма.
А.Н.: И Полад Бюльбюль–оглы, Полад Муртуза оглы Мамедов, который написал музыку ко всем песням фильма и сыграл одну из главных ролей.
А.Н.: Музыкальные произведения исполнили как сам актер, певец, композитор, так и Иосиф Кобзон, группа «Интеграл», группа Стаса Намина и даже зачем–то Владимир Винокур. В общем, было сделано все, чтобы фильм запомнился, — и он сделал это.
Советская Белоруссия №174 (24555). Пятница, 12 сентября 2014.