Куклы — не то, чем они кажутся

Сегодня в своих изобразительных средствах кукольный театр шагнул далеко вперед...

Прошли те времена, когда верхом экстравагантности кукольного театра был сатирический опус «Необыкновенный концерт» Сергея Образцова с неизменным конферансье Эдуардом Апломбовым, сидевшим на руке Зиновия Гердта и говорившим его голосом, который ни с каким другим перепутать невозможно. Апломбов, кстати, жив, и по сей день. Он, как гоголевский нос, крутится в высшем свете, самодовольно пускает пыль в глаза и разъезжает по городу на такси. Как–то был замечен даже в качестве соведущего на дискотеке российского шансона «Эх, разгуляй!» в «Олимпийском». Это ли не волшебная сила искусства? Нет уже ни Гердта, ни Образцова, а Апломбов молодеет и самомнение его только растет. Он даже имеет наглость заявлять в одном из интервью: «С каждым годом я становлюсь моложе и динамичнее».


Я давно подозревал: куклы — не то, чем они кажутся. Поди их разбери, о чем они там шепчутся в своих ящиках, когда на театральные цехи опускается ночь.


В «Необыкновенном концерте» Образцов высмеивал штампы эстрады, пошлость и всевозможные «красивости», которые людям с хорошим вкусом всегда портили кровь и настроение. И это был хит, покоривший мир, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса. Сегодня в своих изобразительных средствах кукольный театр шагнул далеко вперед. Он стал еще более экстравагантным, провокационным и непредсказуемым. Лучшие его примеры мы имеем счастье регулярно видеть в Минске на Белорусском международном фестивале театров кукол, который прошел уже в восьмой раз.


...Кукольники, конечно, большие дети. Видели бы вы, как они щебетали, радуясь встрече друг с другом на церемонии открытия. И был это не террариум единомышленников, не клубок целующихся рептилий, а пестрый аквариум индивидуальностей. Не мной замечено: этот театральный цех в отличие от коллег по драматическому искусству отличает какое–то душевное здоровье, благожелательное отношение к коллегам, редкая самоирония. У кукольников большая взаимовыручка, случись что — не выдадут. Корпоративная этика для них не пустой звук лопнувшей струны.


Открыл фестиваль обладатель Гран–при «Март–контакта–2013» нашумевший «Гамлет» из Могилева режиссера Игоря Казакова. О спектакле судачили в кулуарах, что те, кто его посмотрел, из зала выходили поседевшими. Не верьте. Это все–таки не «Твин Пикс» и не Стивен Кинг со своими страшилками. А нормальный «трагифарш» — как определил жанр сего безумия Казаков.


Безумие, надо сказать, там первостатейное: куклы расхаживают в чем мать родила, вихляют бутафорскими причиндалами на глазах у изумленного зрительного зала, орут и прыгают, устраивают какие–то оргии в духе Древнего Рима; Гамлет после встречи с призраком отца вдруг оборачивается Суперменом. И много еще чего там напридумывал режиссер. Не хочется рассказывать про все кунштюки этого изобретательного и дерзкого спектакля.


Можно по–разному относиться к такому кукольному театру, принимать его или отвергать. Как сказал Алексей Лелявский в одной из телепередач: вполне возможно, что для Европы это пройденный этап. Но для нас, добавлю я от себя, — нет. Нужно поставить 300 таких «Гамлетов», чтобы в нашем театре многое изменилось.


Могилевскому «Гамлету» не откажешь в напоре. Режиссер обрушивается на вас не мешкая. Он словно бы снимает шелуху с текста, по–новому зазвучал и набряк старый добрый Шекспир. Стал почти что памфлетом. Живой отклик в фестивальном зале, например, вызвала легкомысленная реплика принца: «Пока вы здесь, мы вас научим пить».


По сути, эта версия страданий принца Датского — тот же «Необыкновенный концерт». Остроумный спектакль из Могилева высмеивает всю ту пошлость, которая плотными кольцами Сатурна наросла на пьесе Уильяма. А давайте еще громче! А еще трагичнее! И в итоге получается гомерически смешно.


Кроме могилевского «трагифарша» публика увидела и других тяжеловесов: Белостокский театр кукол с «Монтекки и Капулетти» (этот спектакль получил Гран–при недавно завершившегося II Международного фестиваля кукольных театров «Лялькi над Нёманам»), новый блокбастер от Олега Жюгжды «Фауст. Сны», «Ладью отчаяния» Короткевича в интерпретации Алексея Лелявского и много еще чего крутого.


Как ни крути, получается, что сегодня именно в чьем–то представлении «детский» несерьезный кукольный театр оказывается смелее, бесшабашнее и намного взрослее по задачам, чем все прочие.


Добрый зритель в 9–м ряду.


Советская Белоруссия №92 (24475). Вторник, 20 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter