РЕАКЦИЯ на звонки граждан по телефонам «горячей» линии пятого Всебелорусского народного собрания не заставила себя долго ждать. Журналисты вместе с представителями Миноблисполкома пытаются разобраться с тревожным сигналом, который касался сельхозпредприятия «Боровляны».
Представитель Минского райисполкома Владимир КАПУСТИН встречал нас во дворе хозяйства:
— В 2004 году исполком передал это отстающее сельхозпредприятие закрытому акционерному обществу «Аквабел». Так удалось сохранить рабочие места, увеличить зарплату и повысить качество продукции. Но в последнее время за инвестором наблюдается неэффективное ведение производства на предприятии «Боровляны», поэтому часть земли передали Минской птицефабрике, скот — другому комплексу.
Это решение, говорит Владимир Капустин, было принято после изучения современных рентабельных направлений ведения сельского хозяйства. В связи с чем теперь проводится перепрофилирование животноводческого направления — с выращивания крупного рогатого скота и молочного производства на производство птицы. Мол, именно поэтому «Аквабел» в марте нынешнего года законсервировал здания молочно-товарных ферм и якобы ведет переговоры с потенциальными операторами птицеводческой деятельности. «Лично я не вижу здесь никакой проблемы, — добавил Капустин. — У нас претензий к ЗАО нет. Главное, чтобы руководство фирмы выполнило свои обещания».
Но не для того ли в свое время и привлекались инвесторы, чтобы поставить убыточные хозяйства на ноги, причем, сохраняя их профиль? По мнению Владимира Капустина, перемен в убыток району не будет: «Мясо птицы и молоко востребованы как на белорусском, так и на российском рынках. К тому же предприятие изучает рынки сбыта, смотрит, что более эффективно, ищет партнеров».
Не видит проблемы в сложившейся ситуации и инвестор, председатель собрания акционеров ЗАО «Выставочный центр «Аквабел» Петр СЕНКЕВИЧ. Проблема, говорит он, была в 2004 году:
— Тогда около 125 инвесторов области поддержали предложения Президента. Данное сельское хозяйство тоже требовало вложений. Мы купили его, заплатив около полутора миллионов долларов. Все, что вы здесь видите, построено заново, покупалась недешевая техника. Нашей задачей было поддержать комплекс, дать людям зарплату (кстати, сейчас у них средняя 8 миллионов), а прибыль в этом случае не самоцель.
На вопрос, в чем же причина переориентирования производства, Петр Сенкевич ответил, что все дело в трудовых ресурсах. Точнее, в их отсутствии: «Из ближайших деревень у нас работают всего пять человек, все стараются трудиться в городе. Второе: сейчас сельское хозяйство выходит на другой уровень, становясь высокотехнологичным, и, возможно, нас как инвесторов уже не требуется. Я считаю, что мы работали достаточно неплохо, но трудно соревноваться с крупными молочно-товарными фермами. Сейчас мы решили попробовать себя в птицеводстве. С закрытием в марте животноводческой части мы людей не оставили — предоставили рабочие места по комплексному обслуживанию в выставочном центре. В общем-то на тех же условиях и с той же зарплатой. Часть работников воспользовалась предложением».
Бригадир полеводческой бригады Надежда ГУСЕВА, всю жизнь проработавшая на земле, будучи пенсионеркой, получает зарплату в 5—6 миллионов и говорит, что благодарна за это руководству: «Когда перешли из совхоза, зарплату дали хорошую, все были приятно удивлены. Теперь с закрытием животноводческой части людям сразу сказали, что волноваться нечего, что всех обеспечат работой. Кто захотел, пошел на предложенные места. Условия труда и сейчас хорошие, техника, сырье есть. Даже есть свое общежитие». Не высказывает тревоги и тракторист Василий ШЕВЦОВ: «Как и раньше, сею, убираю. Свои 10 миллионов получаю вовремя. Работу нам предоставляют всегда, допустим, зимой я на рынке снег убираю».
Поднять сельское хозяйство — тяжелый труд, и не каждая, даже крупная, компания за это возьмется. В облисполкоме это прекрасно понимают, однако уместно напомнить и другое. Завсектором Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Елена Влашевич ситуацию с «Боровлянами» охарактеризовала так:
— В 2014 году исполком изъял у организации «Аквабел» около 700 гектаров земли из-за неэффективного использования. К примеру, сельскохозяйственные культуры выращивали с нарушением технологий. В итоге за хозяйством осталось 777 гектаров. Сейчас производство практически стоит, при этом выплачивается средняя зарплата на одного работающего более 9 миллионов. Кстати, о людях: если в 2003 году в хозяйстве трудились 128 человек, то теперь 24. О каком сохранении рабочих мест говорит инвестор?
Каким же будет объем нового производства и во сколько обойдется перепрофилирование, в настоящий момент неизвестно. Однако уже сейчас Елена Влашевич называет пример с «Боровлянами» отрицательным итогом работы инвестора: «К сожалению, он не единственный. Соответствующие выводы будут сделаны на ближайшем совещании у председателя облисполкома».
gladkaya@mail.ru