БелАЭС готовится к пуску

Куда «потечет» мегаватт?

­СОВСЕМ скоро Белорусская АЭС начнет выдавать в энергосистему электроэнергию. Об этом на днях сообщил министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич. По его словам, первый энергоблок возведен уже на 98 процентов. На три четверти готов и второй энергоблок. Общая мощность объекта — 2400 мегаватт. Это очень солидный плюс к энергетическим возможностям страны. Как же будет использован дополнительный поток энергии?

Энергия Белорусской АЭС найдет самое широкое применение.

Фундаментальную базу под этот вопрос подвели ученые НАН Беларуси. Нужно существенно наращивать потребление энергии в расчете на душу населения, расставляет приоритеты кандидат технических наук Валентина Цилибина из Института экономики. Пока в Беларуси этот показатель почти вдвое меньше, чем в России, и почти вчетверо меньше, чем в США. И речь идет отнюдь не только о потреблении в быту или уличном освещении. Страдает электровооруженность рабочих мест, что характеризуют уровень развития экономики. Тут отставание также прослеживается в упомянутых пропорциях. Это касается промышленности, аграрной сферы, транспорта, ­IT-сектора, ЖКХ, домашних хозяйствах.

Запуск АЭС даст Беларуси существенный сдвиг в потреблении энергоресурсов, повышении энергоэффективности экономики. С этой целью Правительством в 2018 году утверждены комплексный план развития энергетической сферы и межотраслевой комплекс мер по увеличению потребления электроэнергии.

Многое делается уже сегодня. Виктор Каранкевич привел на Форуме по развитию электротранспорта E-Mobility 2020 впечатляющую статистику: всего за полгода количество электромобилей в Беларуси удвоилось. Это и легковушки, и городские электробусы высокой вместимости. Тенденция будет динамично прогрессировать. Во многом благодаря стимулам со стороны государства. В частности, сняты многие финансовые барьеры при ввозе в страну электромобильной техники, стимулируется производство зарядной аппаратуры. В итоге на качественно новый уровень поднимется городское планирование. Снизятся выбросы загрязняющих веществ и улучшится экология городов. По подсчетам министра, если количество автомобилей в стране достигнет десяти тысяч, то они будут потреблять в год около 80 миллионов киловатт-часов электроэнергии — как среднестатистический район Беларуси. А вот использование бензина и дизельного топлива, моторного масла существенно сократится.

Мощный импульс получат новые высокотехнологичные отрасли производства. Электробусы большой и особо большой вместимости уже изготавливает минское ОАО «Белкоммунмаш», они не первый год курсируют по улицам столицы. Им составит конкуренцию продукция Минского автозавода — десять 12-метровых городских электробусов, способных проехать без подзарядки до 300 километров, здесь будут изготовлены в первом квартале следующего года. Недавно был показан первый среднетоннажный электрогрузовик минской марки, в планах — разработка небольшого автобуса на электротяге. Налаживается и производство зарядных станций. Вскоре их в Беларуси будет даже больше, чем привычных АЗС. Таковы составляющие государственной программы развития электротранспорта на предстоящие пять лет, подготовка проекта которой завершается.

Еще одно перспективное направление — использование электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения. За пять месяцев 2020 года потребление населением электроэнергии на эти цели выросло в Беларуси почти втрое по сравнению с уровнем прошлого года.

— В нашей энергосистеме реализуется программа строительства электрокотлов, — отвечает Виктор Каранкевич на вопрос «­СОЮЗа». — В этом году планируется ввести в эксплуатацию оборудование, которое будет потреблять около десяти процентов энергии, вырабатываемой АЭС. Это очень весомый объем. Также активно развивается строительство многоквартирных домов, где за счет электричества осуществляются обогрев помещения, приготовление пищи, подогрев воды для бытовых нужд.

Первый такой 90-квартирный дом в Беларуси был построен в Барановичах всего за пять месяцев. Корреспондент «­СОЮЗа» ознакомился с его устройством. На вид — обычная девятиэтажная панелька, однако общий расход электроэнергии в 3,5 раза больше. Для этого построена трансформаторная подстанция. Отдельное энергообеспечение предусмотрено в каждой квартире. На кухне висит настенный    электрокотел проточного типа. Он обогревает всю квартиру. Причем «погоду в доме» можно установить самостоятельно. В туалетной комнате еще один водонагреватель, автоматический — нагревает воду для кухни и ванной. В квартире два счетчика: один — для учета расхода электроэнергии на отопление и подогрев воды, второй — расхода электроэнергии на освещение, электроплитой, бытовыми приборами. Что касается цены электроэнергии, то она значительно меньше, чем тариф в обычных домах с газовыми плитами. Недавно в городе построен еще один «электродом» на 68 квартир. Сооружать такие дома особенно выгодно в местах, удаленных от централизованных источников тепла и газа.

И конечно, в Беларуси предполагается создать ряд энергоемких промышленных производств, нацеленных на выпуск высоколиквидной продукции. Такие программы разработаны практически в каждой отрасли экономики. Есть и планы экспорта электроэнергии, в том числе в Россию.

bibikov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter