Куда комиссия скажет

Распределение — любимая «страшилка» будущих молодых специалистов...

У вас есть любимые дети? Студенты? Тогда вы меня поймете. Распределение — любимая «страшилка» будущих молодых специалистов. Каждую весну без пяти минут выпускники пугают друг друга рассказами о том, как подающий надежды молодой специалист загубил свою карьеру в далеком райцентре. Обязательное трудоустройство воспринимается как каторга: отправляют в провинцию, платят мало, жилья не дают... И если специалисты нетворческих специальностей еще худо–бедно находят себе применение в небольших городках и весях, то выпускники творческих вузов страшатся Хойников и Брагина как огня и всеми силами стараются «откосить» от тяжелой двухгодичной ноши. Корреспонденты «СБ» отправились на распределение  столичные университет культуры и академию искусств, чтобы узнать, какие вакансии ждут будущих режиссеров и дизайнеров в белорусских райцентрах, и вот что увидели.


Что молодой специалист с «корочкой» академии искусств и специализацией «эксподизайн» может делать в глубинке? Мастерить декорации для «колобков» и «теремков» местного театра? Обустраивать сцену районного Дома культуры? Очевидно, не находя ответов на эти вопросы, деканат факультета дизайна и декоративно–прикладного искусства академии и не торопится отправлять выпускников в райцентры. Тем более заявок от столичных предприятий и организаций — пруд пруди. Минский государственный художественный колледж им. Глебова, Центр современных искусств, издательство «Белорусская энциклопедия им. П.Бровки»... Кадров везде не хватает, молодых специалистов готовы забирать с руками и ногами, не требуя ни минской прописки, ни высоких баллов аттестата. Жилье и соцпакет предоставят — только работай. Поэтому, когда на одной чаше весов оказывается койко–место в минском общежитии, а на другой — родительская квартира и мамины блины, но в родном озерном крае, большинство выпускников без раздумий соглашаются на «столичный» вариант. Первый проректор академии искусств Светлана Винокурова такое решение студентов поддерживает. Свою позицию она выражает твердо и четко. Как хороший командир на плацу:


— Основная задача любого вуза — обеспечить соответствующими кадрами отраслевые предприятия. Многие студенты начинают работать по специальности уже во время учебы. И получается, что к пятому курсу они приобретают не только солидный практический опыт, но и желание продолжать трудиться именно в этой компании. Нам нет смысла отрывать их от хорошей работы, где умения и навыки ребят ценятся и поддерживаются материально, и отправлять на периферию, где они не смогут в полной мере раскрыться и проявить свои творческие способности. Тем более что для молодых специалистов специальностей «Телереклама» и «Фотографика», например, работы в глубинке попросту нет.


Обстановку на распределении иначе как домашней не назовешь: маленькая комнатка первого проректора Винокуровой, причастные к таинству заведующие кафедрами, заместитель декана, начальник отдела кадров, юрист и представитель Министерства культуры. На 93 выпускника в этом году поступило 132 заявки. Студентов–бюджетников — 39 человек, у многих на руках именные запросы из организаций. Комиссия такие заявки тщательно проверяет и, как правило, удовлетворяет. «Если организация заинтересована в определенном студенте, значит, его знания нашли конкретное применение, — объясняет Светлана Винокурова. — Но в соответствии с законом предпочтение в первую очередь отдаем государственным предприятиям. Однако главное для нас все же, чтобы человек нашел себя в любимой профессии».


Студенты академии не зря так любят свою alma mater: здесь им во всем идут навстречу. Драматического заламывания рук и непритворных рыданий за те два часа, что длилось распределение, комиссии увидеть не пришлось. На лицах преподавателей — только дружелюбные улыбки, в глазах — вселенское понимание. Одному из выпускников кафедры промышленного дизайна, Василию Гуриновичу, и вовсе невероятно повезло: его, стипендиата президентского фонда, пригласил на учебу немецкий автоконцерн Audi. Не отпустить молодого дизайнера в Германию у комиссии рука не поднялась. Но поскольку двухгодичную отработку на благо государства никто не отменял, распределению парень все равно подлежит. Отрабатывать его он будет в академии искусств на родной кафедре. Винокурова улыбается и утрачивает тягу к литым формулировкам:


— Таких талантливых студентов можно пересчитать по пальцам. Мы пошли на уступку и отложили отработку на полгода, потому что не отпустить Василия на практику в Германию было бы неоправданно, такой шанс выпадает раз в жизни. А мешать осуществлению мечты считаю бесчеловечным.


Студентам факультета традиционной белорусской культуры и современного искусства университета культуры, с одной стороны, везет меньше: покорять Лельчицы и Брагин здесь отправляются до 70 процентов выпускников. Но и в этом вузе законы об образовании и труде не зачитывают до дыр, пытаясь таким образом найти ту самую спасительную лазейку, которая позволит не ехать в глухую провинцию. Распределения в деревню здесь уже давно не страшатся. Понимают: самостоятельно найти в городе работу керамиста или специалиста по соломоплетению совсем непросто. Теплые места в минских домах творчества уже давно заняты более шустрыми коллегами, а работать на частных лиц — это как участвовать в лотерее: вытянешь счастливый номер — получишь заказ, съешь булку с маслицем; не вытянешь — работы не жди. Поэтому вариант Хойников и Глубокого — не самый худший, без работы в местном Доме творчества молодые специалисты точно не останутся. Ситуацию молодежь прочувствовала еще в прошлом году, когда наряду с бюджетниками распределиться в регионы пожелали и 30 студентов–«платников». По словам председателя комиссии ректора Юрия Бондаря, больше всего заявок на молодых специалистов приходит из Минской области — почти 36 процентов. Второе место по количеству заявок традиционно делят Гомельская и Могилевская области. А вот в Брестском и Гродненском регионах в столичных специалистах особо не нуждаются, кадровый вопрос там решают местные вузы.


— Куда сами–то хотите? — интересуется комиссия у выпускницы кафедры народного декоративно–прикладного искусства Анны.


— Хочу порадовать своим присутствием какой–нибудь районный центр, — смеется девушка.


— В Молодечненский районный центр ремесел пойдете?


— Пойду, — соглашается Аня.


— А в Смолевичи не хотите?


— Можно и в Смолевичи.


— Так вы ж сначала спросите, что вам там предлагают, а потом уже соглашайтесь, — сетует на отсутствие практичности у студентки декан факультета Наталья Шелупенко и объясняет: ребята, получившие специализацию мастеров народных ремесел, как правило, хотят заниматься именно творчеством. А на месте заказчик предлагает молодому специалисту работу руководителя кружка, преподавателя, а то и вовсе методиста. Вот и получается, что недовольными остаются обе стороны: выпускники хотят творить, а работодатели заваливают их бумажной работой. В проигрыше в итоге оказываются и те и другие.


Распределять не по специальности вуз тоже не имеет права. Конфликтная ситуация за три часа, пока длилось распределение, возникла лишь единожды. Выпускница, будущий режиссер народного творчества, принесла именную заявку из... Национальной библиотеки. На вопрос, а что же она будет там делать, девушка ответила: «Организовывать мероприятия».


— А в библиотеке есть для вас ставка режиссера? — уточняет ректор.


— Нет, но я уже давно с ними сотрудничаю.


— Раз ставки нет, значит, работать будете не по специальности. Удовлетворить такую заявку мы не имеем права. Поэтому предлагаем вам работу в Слуцке, Березино или Логойском районе — выбирайте.


Дело в том, что университет культуры работает на основе договорной системы подготовки кадров, в этом году он заключил 56 договоров с базовыми организациями. Их вуз и обязан обеспечить выпускниками в первую очередь. Если же заявок нет, тогда — пожалуйста, хоть в библиотеку, хоть в музей. Последние, кстати, весьма охотно берут молодых специалистов университета на штатную работу. Например, на будущего художника–реставратора Ольгу Михайлову в этом году именную заявку прислал Национальный художественный музей. «Я специализируюсь на реставрации металла. Два года подряд проходила в музее стажировку, — рассказывает Ольга. — То, что НХМ заинтересован во мне как в специалисте, показатель хорошего уровня образования нашего университета».


Шанс остаться в Минске у студентов БГУКИ в этом году выпадал один к семи. В августе столичных молодых специалистов уже готовы встречать районные Дома творчества и культуры. Руководство вуза утешает недовольных: после обязательной отработки в районе есть возможность стать специалистом с двухлетним опытом, что, безусловно, облегчит дальнейшие поиски теплого местечка в Минске. Но чаще получается иначе — и работа по душе приходится, и семья появляется. И жизнь продолжается.

 

Советская Белоруссия №84 (24221). Среда, 8 мая 2013 года.

 

Фото Александра РУЖЕЧКА, Александра СТАДУБА, «СБ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter