Союзный автопром дает газу: «БелДЖИ» и АвтоВАЗ держат лидерские планки

Куда катимся?

Автомобильный рынок переживает сегодня сложные времена. В автосалонах подросли цены, отмечается определенный дефицит новых машин. Анализируя объемы продаж в последние месяцы, эксперты констатируют, что подобные результаты наблюдались 20 лет назад. О том, что происходит в отрасли и почему цены не возвращаются на прежний уровень, мы побеседовали с председателем правления Автомобильной ассоциации «БАА» Сергеем Вариводой.

Фото из архива «СБ»

В режиме ускоренного падения

— Сергей Михайлович, минувший год стал настоящим испытанием для автомобильного рынка. Какие тенденции прослеживаются в отрасли, каковы объемы продаж и лидирующие бренды?

— Рынок новых легковых автомобилей в 2022-м ускорил падение, и итоги, к сожалению, неутешительные. По результатам года автодилеры продали немногим более 14 тысяч новых автомобилей. Причем более половины из них было реализовано в первом квартале. По уровню годовых продаж рынок новых легковушек отброшен на десять лет назад, а реализация последних месяцев была близка к показателям двадцатилетней давности. В лидерах продаж в прошлом году были два ведущих автопроизводителя Союзного государства: АвтоВАЗ с брендом Lada и «БелДжи» с Geely — на них приходится около половины всего рынка. И если в начале года доминировала Lada, то во втором полугодии лидерство Geely было бесспорным. Но, к сожалению, марочный и модельный ассортимент существенно сократился. Если в начале года на рынке было представлено 108 моделей от 27 марок новых легковых автомобилей, то по итогам конца года эти показатели снизились до 28 и 11 соответственно.

— Многие потенциальные покупатели с недоумением рассматривают в прайсах автосалонов непомерно возросшие цены: некоторые модели за два года подорожали фактически в два раза. Почему при относительно стабильном курсе рубля так выросла стоимость новых авто?

— По итогам прошлого года лишь 15,64 % общих продаж пришлось на долю местного автопроизводства и еще 5,85 % автодилеры ввезли из-за пределов ­ЕАЭС. Остальные 79 % поступили на рынок с территории России. Это данные Автомобильной ассоциации «БАА». Естественно, существенный подъем цен у российских автопроизводителей и дистрибьюторов был перенесен и в цены белорусских дилеров. Плюс ко всему российский рубль укрепился весной к белорусскому на 30—40 %, что также подталкивало цены вверх. В настоящее время в отрасли наблюдается небольшая дефляция, связанная с обратным движением упомянутых факторов. Но возврата цен к прежнему уровню ожидать не стоит, ведь возросшие затраты на логистику придется оплачивать потребителю. И видимого отката цен нет. Это в очередной раз подтверждает тезис о том, что проблема не в спекулятивной прибыли белорусских автодилеров, а в существенно возросшей стоимости их затрат на приобретение автомобилей.

Миссия выполнима

— В связи с уходом определенных брендов импортеры пытаются заполнить освободившиеся ниши китайскими автомобилями. Смогут ли легковушки из Поднебесной достойно выполнить эту функцию?

— Ответ за потребителем. Например, в ноябре уже 85 % дилерских продаж обеспечивали китайские бренды. Однако следует отметить, что в этой доле более 90 % приходится на Geely. Поэтому о повальной лояльности белорусов к «чистокровным» китайским маркам пока говорить рано. Но местное автопроизводство делает свое дело в вопросе популяризации китайских брендов. Сегодня Geely является локомотивом всего авторынка и обеспечивает постепенное изменение потребительской психологии от полного неприятия до робкого интереса к автомобилям из Поднебесной. Это процесс не быстрый. Борьбу за сердца и кошельки потребителей китайские марки ведут не столько с покидающими рынок брендами, сколько с «неорганизованным» ввозом бэушек с использованием льготных схем. И такой ввоз в прошедшем году превышал дилерский импорт на порядок.

— Как сейчас работают сервисные подразделения: ощущается ли дефицит поставок запчастей?

— Для дилеров покидающих рынок Беларуси брендов послепродажное обслуживание сегодня является основным подспорьем в бизнесе. Парк автомобилей, находящихся в первую очередь в гарантийной эксплуатации, некоторое время поддержит на плаву дилерские организации. В БАА пока не поступали жалобы потребителей на дефицит запасных частей в сервисе или отказы от гарантийного обслуживания. Но не исключаю, что проблемы с поставками запчастей у ряда брендов по прежним каналам возникают. Полагаю, Правительство создаст необходимые законодательные условия для их альтернативного ввоза для гарантии обеспечения сервисного обслуживания как транспортных предприятий, так и обычных граждан.

Гибкие времена

— Существуют ли сегодня принципиальные отличия между ситуациями на авторынках Беларуси и других стран?

— Ситуация на рынках других стран более результативная, хотя фактор дефицита электронных компонентов по-прежнему оказывает сдерживающее влияние на автомобильные рынки по всему миру. Сейчас главная задача — сохранить отрасль и удержать инвесторов от сворачивания бизнеса, минимизировать отток кадров, сохранить финансовую стабильность. Нам всем в это непростое время необходимо быть более гибкими. За плечами у сегодняшних владельцев дилерских центров разные периоды турбулентности и лихие девяностые. Однако без гибкого законодательного регулирования им не устоять. Но я смотрю в будущее с оптимизмом и уверенностью.

— Сколько, на ваш взгляд, может продолжаться рецессия в автомобильной отрасли, когда можно ожидать полноценного насыщения рынка и восстановления на нем привычной для наших условий активности?

— Созданная за последние годы в стране дилерская инфраструктура способна комфортно обслуживать рынок потребителей — это 50—70 тысяч новых легковых автомобилей в год, и такие продажи мы уже видели в ­2019-м. Но восстановление до такого уровня займет годы. Сейчас стоит более скромная задача: вернуть рынок хотя бы на уровень 2021 года — чуть более 40 тысяч новых легковых автомобилей. К сожалению, в 2023-м эта цель недостижима. Вероятнее всего, дилерские продажи будут не сильно отличаться от продаж ушедшего года. А скорость восстановления отрасли во многом зависит от слаженной работы бизнеса и власти.

Фото из архива «СБ»

Транспорт будущего

— Что можно сказать о перспективах электромобилей в Беларуси?

— Пока такие машины поступают к нам преимущественно по каналам ввоза физических лиц. А автодилеры практически не участвуют в процессе формирования этого рынка в Беларуси. Но можно отметить первые робкие продажи электромобиля Geely Geometry. Мы все чувствуем, что за таким транспортом будущее, но пока непонятно, когда оно наступит. Полагаю, что драйвером насыщения внутреннего рынка электромобилями станет местное автопроизводство, а вслед за ним подтянется и дилерский импорт.

В ТЕМУ

В автосалонах Беларуси появились легковые автомобили Geely Emgrand 7 New (SS11). Пока это экземпляры китайской сборки, но отечественное предприятие будет готово к производству данной модели ориентировочно летом 2023-го. Новинка прошла необходимые технические испытания. В этом году на белорусский рынок планируется поставить до 1,5 тысячи таких автомобилей.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter