Кубок венецианского коктейля

На кинофестивале поощряли политкорректность

На кинофестивале поощряли политкорректность


Главная награда 66–й Мостры — «Золотой лев» — была присуждена израильской картине «Ливан» режиссера Самюэля Маоза. Фильм рассказывает об оккупации израильскими войсками Ливана в 1982 году. У Маоза лента вышла почти документальной: ужас и абсурд войны режиссер показывает через оптический прицел танка, в котором почти безвылазно находятся четверо молодых солдат Израиля, попавших в засаду. Режиссер и сам не раз участвовал в военных действиях, поэтому о бессмысленности и беспощадности войн знает не понаслышке. «Я посвящаю эту награду тем тысячам людей во всем мире, которые, как и я, вернулись с войны здоровыми и невредимыми. Внешне кажется, что у них все хорошо. Они живут, женятся, у них рождаются дети. Но в глубине души их всегда будут мучить воспоминания», — сказал Маоз на церемонии вручения наград победителям.


Вторую по значимости награду — «Серебряного льва» — венецианское жюри во главе с китайцем Энгом Ли присудило иранскому режиссеру Ширин Нейшат за ее картину «Женщины без мужчин». Это режиссерский дебют довольно известной в Америке визуальной художницы Ширин и, как видим, довольно удачный. Так же, как и «Ливан», лента Нейшат посвящена военным конфликтам прошлого. Иран 1953–го. На фоне военного путча, спровоцированного активными действиями агентов ЦРУ, США и британской разведки, четыре женщины — богатая домохозяйка, проститутка, старая дева и молодая женщина, которая хочет выйти замуж, пытаются изменить свои судьбы. Феминистские поиски Ширин Нейшат привели ее к весомой статуэтке кинофестиваля в Венеции, где тема насилия над женщинами активно обсуждалась все дни. Более того, в Венеции раздавали флаеры с текстом следующего содержания: «Сними фильм о насилии над женщинами, выложи на youtube и выиграй 40 тыс. евро».


Бывают женщины без мужчин, а случается и наоборот: мужчина теряет в автокатастрофе своего любовника, а вместе с ним и весь смысл дальнейшего существования. В режиссерском дебюте модельера Тома Форда — картине «Холостяк» — актер Колин Ферт сыграл как раз роль убитого горем профессора–гея. И снискал для себя «Кубок Вольпи» — награду за лучшую мужскую роль. Колина Ферта наши женщины обожают за участие в картине «Дневник Бриджит Джонс». Настал черед мужской части кинозрителей попасть под обаяние «холостяка»: принимая статуэтку г–н Ферт горячо благодарил Тома Форда за то, что дизайнер доверил ему главную роль в таком глубоком, великолепном и личном фильме, как «Холостяк».


Режиссером–дебютантом на фестивале стал также итальянский маэстро Джузеппе Капотонди с картиной «Двойной час», где главную роль уборщицы из отеля, словенскую эмигрантку, сыграла российская актриса Ксения Раппопорт. Ей достался престижный «Кубок Вольпи» — награда за лучшую женскую роль. Таким образом, Раппопорт стала третьей российской актрисой, чья работа отмечена венецианским кубком: до нее этой чести удостаивались лишь Наталья Аринбасарова и Олег Борисов. На сегодняшний день международная карьера Ксении Раппопорт складывается невероятно удачно: в 2007 году она стала любимой актрисой всех итальянских режиссеров после участия в картине Джузеппе Торнаторе «Незнакомка». В прошлом году ее пригласили вести церемонию открытия и закрытия Венецианского кинофестиваля — тоже успех нешуточный для скромной актрисы из Санкт–Петербурга. Любопытно, что до начала работы с Торнаторе Ксения абсолютно не знала итальянского языка, а сегодня владеет им в совершенстве. На вопрос: будет ли она продолжать сниматься в Италии или зрители увидят ее в российских фильмах, Ксения ответила, что с большим удовольствием играла бы на русском языке. Актриса рассказала, что пока ей удается совмещать и кино, и театр. Она является актрисой Малого драматического театра Санкт–Петербурга под руководством Льва Додина и будет участвовать в постановке чеховских «Трех сестер», которую начинает Додин.


Самым экстравагантным визитером Венецианского кинофестиваля в этом году стал, пожалуй, Уго Чавес — герой документального фильма Оливера Стоуна «Юг границы». Новый взгляд на проводимую Чавесом и другими лидерами левой ориентации политику пришелся публике по душе — президенту Венесуэлы в зале фестиваля устроили настоящую овацию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter