Адвокат Галина Комаровская - о "Белорусском времечке", юридической практике и скорой психологической помощи

Кто же прав, кто виноват, разберется адвокат

О ней так и говорят: адвокат из телевизора. Уже третий телесезон Галина Комаровская помогает зрителям в решении сложных жизненных ситуаций в прямом эфире «Белорусского времечка». Самый народный ТВ–проект с появлением в нем практикующего адвоката только выиграл — звонков и горячих тем для обсуждения стало гораздо больше. Впрочем, у зрительской любви есть и оборотная сторона.

— Иду я, например, в суд. Опаздывать нельзя. Все мысли — исключительно о предстоящем заседании. И вдруг меня прямо на улице со словами: «О, это вы! А у меня к вам как раз есть дело...» — останавливает незнакомец и начинает излагать суть проблемы. И как поступить? Сказать: «Звоните во «Времечко», будем разбираться?» Или, бросив дела, начать вникать в ситуацию? — вопросительно смотрит не меня Галина Григорьевна.

— Публичность, получается, мешает профессии?

— Я не устаю повторять: помощь эффективна только тогда, когда консультация происходит не в спешке и на бегу, а в спокойной обстановке и за столом переговоров. Часто люди подходят ко мне, например, в магазине и просят совета, помощи. В такой ситуации я предлагаю прийти к нам в юридическую консультацию и там пообщаться. На что иногда следует неоднозначная реакция: вы же, мол, всем «в телевизоре» помогаете, а почему тогда мне отказываете? Мои разумные аргументы о том, что мясной отдел супермаркета — не лучшее место для бесед, даже слушать не желают. При этом многие не просто хотят проконсультироваться, а получить немедленный ответ, полагая, что прямо сейчас, в этом самом месте, я решу и разложу по полочкам все их проблемы.

— Успех вашей рубрики на самом телеканале объясняют как раз тем, что для многих вы — тот самый человек, благодаря которому зрителям больше не нужно записываться на прием к руководителям, вести с ними бюрократическую переписку и ходить по юрконсультациям. Для решения проблем теперь, по сути, достаточно одного телефонного звонка в студию.

— Когда два года назад рубрика только стартовала, редакторы «Времечка» хотели, чтобы на каждый вопрос зрителей следовал развернутый ответ. Но я объяснила, что это невозможно: чтобы разобраться в каждой конкретной ситуации, мне необходимо внимательно изучить дело, встретиться с заинтересованной стороной, просмотреть необходимые документы, сделать соответствующие запросы... Поэтому моя задача — сориентировать человека и дать алгоритм решения проблемы. Если случаи сложные, приглашаю на индивидуальную консультацию. Я — сторонник открытого разговора, когда сначала нужно проанализировать все обстоятельства, а уже потом совместно искать выход из ситуации.

— И часто зрители из абстрактных телевизионных незнакомцев превращаются в потенциальных клиентов?

— Скажу честно: утро четверга самое напряженное. Очень много звонков. А ведь когда я принимала предложение Ольги Шлягер вести рубрику, не думала, что этот формат будет так востребован. Но неожиданно рубрика стала очень популярной, думали даже выходить в эфир два раза в неделю — так хорошо все пошло. 

— С какими вопросами к вам обращаются чаще всего?

— На первом месте по количеству — те, которые касаются приватизации жилья. Вы знаете, что процесс приватизации планируется закончить до 1 июля 2016 года, с этого дня все неприватизированное жилье получит статус арендного. Кроме того, много звонков от молодых мам, желающих обсудить вопросы отпуска по уходу за ребенком. Часто звонят, чтобы получить консультацию по проблемам наследования имущества. Все активнее стали консультироваться по вопросам, связанным с заключением брачных договоров. И меня как специалиста, признаться честно, радует, что брачный договор из вопроса, который раньше стыдились обсуждать с адвокатами, перерос в один из самых часто задаваемых.

— А с чем это связано, как считаете? Веяние моды или просто наши люди стали юридически более подкованными? Или все дело в банальной человеческой жадности?

— Это вы сейчас как журналист рассуждаете. Но, по сути, в каждом из трех ваших предположений есть доля правды. Раньше ведь как считалось? Если одна из сторон предлагала другой заключить брачный договор, это приравнивалось к тому, что «ты меня не любишь и уже заранее настроен на развод». Но я сторонник того, чтобы в семье (пусть даже еще и не состоявшейся) все проблемы обсуждались и оговаривались заранее. Обязательно совместно. Чтобы потом, если вдруг и в самом деле случится развод, ни одна из сторон не была обижена.

Что же касается правовой грамотности... Раньше делить друг с другом, по сути, было нечего. А за последние годы, когда в собственности появились бизнес, машины, квартиры, правовая грамотность населения, конечно, сильно возросла. В интернете сейчас есть все юридические базы — открывай и изучай. 

— Бывает, что после эфиров у вас остается чувство неудовлетворенности? Не смогли, не помогли, не разъяснили...

— Да, конечно. Над каждым вопросом потом долго размышляю. Вот тут, например, можно было бы дополнить. А там не успела подробно рассказать из–за нехватки эфирного времени... Все время сдерживаю себя, чтобы не углубиться в юридическую сторону, потому что ответить нужно максимально просто и доходчиво. В какой–то момент я даже осознала, что помогать зрителям нужно не только юридически, но и с учетом опыта профессиональной работы. Неразрешимых проблем не бывает, вопрос в том, насколько человек готов к компромиссным решениям и объективной оценке правовой ситуации.

— Адвокату в своей работе важно не уходить с головой в проблему клиента или, наоборот, погрузиться и пропустить каждую конфликтную ситуацию через себя?

— Конечно, психологически мы должны быть вовлечены в дело, без этого процессы превратятся в чисто формальную работу. Но при этом необходимо воздерживаться от проявления эмоций. Я работаю по 12 часов в день, психологически и физически мне нелегко. В то же время есть поддержка семьи, самый лучший муж и сын. Без них я бы не справилась. Мы — очень спортивная семья: играем в теннис, волейбол, катаемся на велосипедах — иногда по 30 километров, зимой ездим в Логойск на ночные лыжные катания. Благодаря семье я психологически разгружаюсь, чтобы на следующей день заняться новым делом.

— И позвольте напоследок чисто практический вопрос. Предположим, мне потребовался адвокат. Как, где и по каким критериям подобрать специалиста?

— Ориентироваться на отзывы и специализацию. Кто–то ищет через знакомых, кто–то смотрит специализированные сайты в интернете. В любом случае, важно встретиться тет–а–тет, обсудить проблему. И, конечно, ничего не скрывать. Только в этом случае помощь будет квалифицированной, своевременной и максимально успешной.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 210 (24840). Пятница, 30 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter