Кто в лес, кто по грибы

Роман с продолжением

— Пошли лисички! — радостно сообщил друг Серега, грибник настолько заядлый, что у него даже нож специальный для этого дела — такой с кисточкой, чтобы стряхивать песчинки с драгоценных шляпок. Эстет «тихой охоты», он ходит в лес исключительно с берестяным лукошком и каждый год с нетерпением ожидает начала грибного сезона.


— Слышишь, что говорю? — возбужденно частит он в трубку. — Лисичка прет, люди под Радошковичами ведро набрали и под Воложином тоже... Началось!


Действительно началось, тоскливо думаю я, глядя на это событие с колокольни криминальных новостей. На прошлой неделе в Пинском районе пропали двое мальчишек, ушедшие в лес совсем недалеко от дома. Их искали всем личным составом местного РОВД и обнаружили только на следующий день — на заболоченном участке леса. К счастью, живыми и здоровыми. Но не всем так везет. Лишь 62 человека из 118 грибников, вовремя не вернувшихся из леса в прошлом году, были разысканы или вышли самостоятельно. Всего в розыске сейчас находятся 130 человек, в разные годы отправившихся по грибы–ягоды. Время от времени их находят другие любители «тихой охоты» — как в случае с 71–летним жителем Ушачского района, ушедшим в лес еще в прошлом октябре. Недавно его останки были обнаружены в соседнем районе, в 15 километрах от места исчезновения.


Как–то в компании молодых охотников довелось услышать мнение, что в современном белорусском лесу невозможно заблудиться. Мол, шагай себе прямо, обязательно наткнешься на линию электропередачи, железную дорогу или хотя бы просеку... Дуй по ним, рано или поздно выйдешь к жилью. Мой вышеупомянутый товарищ считает такую позицию самонадеянной и вспоминает жаркий июнь прошлого года, когда он умудрился заблудиться недалеко от Логойска. «Сначала слегка испугался, потом посмеялся над своими страхами и двинул прямо. Отмахал километров 7 — 8, но ощущение, будто бреду по бескрайней тайге, только усилилось. Когда в третий раз наткнулся на вывороченную ель с характерным разлапистым комлем, сообразил, что все это время я брел по кругу. Тогда и стало по–настоящему страшно: мобильной связи нет, темнеет, а я без воды, еды и почти без сил пропадаю в каких–то 40 километрах от Минска. В абсолютно, казалось бы, знакомом месте».


Добравшись тогда домой, первым делом Серега спрятал подальше свой ладный камуфлированный комбинезон: «Допустим, потерял бы я сознание или просто упал без сил, человек пройдет рядом в двух шагах и не заметит, настолько камуфляж сливается с листвой. Теперь в лес — только в заметной красной куртке». Кстати, именно так, поярче, советуют одеваться и сотрудники МВД, выпустившие специальную памятку для грибников.


Кроме элементарных мер безопасности, предлагаемых милицией, вроде наличия запаса еды, необходимых лекарств и теплой одежды, есть и необычный совет: возьмите с собой... свисток. Хоть это и странный атрибут для людей, привыкших полагаться на надежность сотовой связи, однако в глуши он может оказаться незаменимым. Во–первых, на карте страны есть пятна неустойчивой связи или полного ее отсутствия. Во–вторых, опыт российских спасателей свидетельствует, что нередко найденные в лесу грибники абсолютно не могли говорить — голос был сорван от постоянного крика, который услышать в лесу сложнее, чем резкий свист.


В группе наибольшего риска находятся старики, отправившиеся за грибами в одиночку. В прошлом году 31 пожилой человек так и не вышел из леса — они скончались из–за внезапного обострения возрастных болезней. Рядом не было никого, кто смог бы оказать помощь или вызвать врачей.


Этим летом потерялись уже 30 человек, отправившихся за дарами леса. Шестеро из них до сих пор не вернулись домой. Действительно началось... И это тот случай, когда не хотелось бы продолжения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter