Формула-1. Гран-при Италии. Гонка

Кто прав? Кто виноват?

Даниель Риккиардо наконец-то сумел полностью сжиться со своей новой машиной и в великолепной манере выиграл Гран-при Италии. Это первая победа австралийца после его успеха в 2018-м году в Монако в составе «Ред Булл». С тех пор он сменил две команды, и нынешний успех был совершен Даниелем под знаменами легендарной команды «МакЛарен». Именно с ней Риккиардо собирается в следующем сезоне побороться за чемпионский титул.


То, что случилось на старте гонки в Монце в прошедшее воскресенье, проходило в наших предварительных прогнозах как дерзкое, но тем не менее возможное событие. А значит, случайным его уже не назовешь. И это радует.

Несмотря на «грязную» сторону трассы, к которой обычно относятся нечетные номера, Даниель Риккиардо сумел все же на стартовой прямой обойти обладателя поула Макса Ферстаппена. В первый поворот гонщик «МакЛарен» входил уже лидером пелотона. Причем преимущество австралийца было настолько убедительным, что соперник из «Ред Булл» даже не попытался что-либо предпринять. Максу надо было уже думать, как не пропустить вперед себя Льюиса Хэмилтона, который сумел в этой же первой связке поворотов обойти Ландо Норриса.

Уже в следующей шикане действующий чемпион посягнул еще раз на позиции Ферстаппена. Льюис решил обойти своего главного соперника в борьбе за чемпионский титул по наружному радиусу левого поворота, чтобы затем оказаться в оптимальной траектории на внутреннем радиусе следующего за ним правого поворота. Понятно, что не в характере Ферстаппена вот так просто отдавать позицию. Голландский гонщик провел откровенно силовой маневр , и Льюису ничего не оставалось, как выехать за пределы трассы, чтобы избежать столкновения. Пока он возвращался на траекторию, отыгранная в предыдущем повороте у пилота «МакЛарен» позиция вновь вернулась к Ландо.

Начавшаяся после этого гонка преследования не дала положительного результата для Макса. Болид Риккиардо был достаточно быстрым, чтобы не позволить преследующему его лидеру чемпионата попытаться совершить обгон. Фактически у Ферстаппена не было ни одной возможности попытаться атаковать Даниеля.

Следом за этой парой пилотов Льюис Хэмилтон продолжал преследовать Ландо Норриса. Однако и там серьезных попыток атаки также не было.

Ошибки команд свели их пилотов вместе

Первым в боксы на замену шин поехал Даниель Риккиардо. Кругом спустя на пит-лейн свернул и Макс Ферстаппен. Обычно бившая рекорды скорости команда механиков голландского гонщика неожиданно для всех и в первую очередь для себя более чем на 9 секунд задержала своего лидера. Возникли проблемы с креплением гайки одного из колес. Поэтому кругом спустя пилот «Руд Булл» оказался уже позади тоже побывавшего на пит-стопе Ландо Норриса.

А далее случилось то, что уже становится какой-то традицией у команды «Мерседес». Как только их соперники из «Ред Булл» в чем-то ошибаются, немецкая команда также совершает ошибку. И вместо того чтобы воспользоваться преимуществом, учитывая промах конкурентов, коллектив Тотто Вольфа нивелирует ситуацию, теряя свои шансы выйти вперед. Так было в Баку, когда после аварии Макса Льюис по глупой оплошности не смог воспользоваться предоставленным преимуществом. Так случилось и в Монце.

Механики «Мерседес» в два раза дольше обычного задержали своего лидера. И вместо того чтобы выехать на пару секунд и впереди Норриса, и впереди Ферстаппена, Льюис выехал прямо под колеса этой паре сражающихся между собой гонщиков. Ландо успел проехать первую шикану, а вот британско-голландская дуэль вышла драматичной для обоих ее участников.

Макс или Льюис?

Выехав с пит-лейна впереди Ферстаппена, Хэмилтон слегка сместился влево, чтобы затем войти в первый правый поворот по оптимальной траектории. Затем он начал торможение, сохраняя преимущество вплоть до начала второго поворота. Если бы его сопернику удалось чуть раньше поравнять машины, то пилоты входили бы колесо в колесо в поворот, как это уже случалось не раз. Но у пилота «Ред Булл» чуть не хватило скорости в данный момент, и он решил это компенсировать более поздним торможением, фактически ринувшись в дерзкую атаку туда, где ему Льюис не собирался, да и не мог уже оставить места. В итоге болиды соприкоснулись, «Ред Булл» вылетел на поребрики, подскочил на них и всей своей массой упал сверху на «Мерседес».


Избежать аварии в поединке при этих обстоятельствах и в этом месте избежать уже было нельзя. Осознавал ли это Ферстаппен, бросаясь в такую авантюру? У меня сложилось твердое убеждение, что да. Если пересмотреть все инциденты Макса за время его формульной карьеры, то подобные действия он практиковал не единожды. За это его не раз критиковали. Кто-то это называл «дурным опытом» картингиста, кто-то это –смелостью и настоящим куражом. В итоге Ферстаппен либо выталкивал соперника, сам оставаясь при этом на трассе, либо оба сходили с дистанции. Эти два результата в данной ситуации устраивали пилота «Ред Булл». Ведь в чемпионате он лидирует, имея пусть небольшое, всего 5 очков, но все же преимущество над Льюисом.

Судьи не стали выносить сразу же свой вердикт, предпочтя детально разобраться в случившемся после гонки. И затем пилота «Ред Булл» справедливо признали виновным, оштрафовав потерей 3 мест на старте следующей гонки в Сочи, а заодно добавив 2 штрафных балла в дисциплинарную копилку голландца.

Это вызвало споры и стенания в стане болельщиков Ферстаппена. И как это зачастую бывает в подобных случаях, у каждой стороны есть свои веские, на их взгляд, аргументы. Я выскажу здесь сугубо личное мнение.


То, что произошло, должно было случиться. Даже тот факт, что именно ошибки механиков на пит-стопе обеих команд вывели Льюиса и Макса в точку соприкосновения именно в этом месте и в этот момент, подтверждает это суждение.

Ферстаппен действовал в данной ситуации так, как он привык это делать. Он к этому настойчиво приучал своих соперников с самого начала карьеры в «Формуле-1» в 2015 году. Недаром же многие теперь предпочитают избегать встречи с «голландским хулиганом» в таких ситуациях. Все уже точно знают, что Макс не уступит, и даже если захлопнуть перед ним калитку, то он все равно будет идти напролом. И как правило, все же оказавшись рядом с голландцем в повороте, гонщики предпочитают уйти от столкновения. Таков уж Макс Ферстаппен, еще некоронованная, но очень перспективная звезда голландского автоспорта.


Когда на первом круге во второй шикане подобный маневр попытался провести Льюис Хэмилтон и Макс его откровенно вытеснил за поребрики, британский чемпион предпочел выехать за пределы трассы, чтобы избежать столкновения. Здесь же пилоты поменялись местами. Причем машина «Мерседес» при входе в поворот была на корпус впереди. Но голландец не снизил скорость, а откровенно бросился в драку, словно это был последний поворот завершающего круга гонки. Я думаю, что если бы на этот момент у Льюиса было бы преимущество по очкам, то голландец вел бы себя более осмотрительно. Но вышло как вышло.

Могло ли это быть как-то по-другому? Безусловно. Когда несколько кругов спустя в этом же месте при практически аналогичных обстоятельствах сошлись Вальттерри Боттас и Шарль Леклер, то пилот «Феррари» предпочел не лезть на поребрики, после которых болид становился неуправляемым, а срезать шикану. И контакта не произошло. Оба пилота продолжили гонку, чего нельзя сказать о случае Макса и Льюиса.

Мог ли Льюис что-то предпринять, чтобы избежать аварии? Ну только если бы он, видя приближение машины Ферстаппена, заранее выбрал бы более медленную траекторию вхождения в поворот, уступая более дерзкому и наглому сопернику. Но ведь болид «Мерседес» был впереди, при этом за его рулем –опытный 7-кратный чемпион, который борется за свой очередной титул, а не дебютант, который только еще формирует мнение о себе и своем пилотаже у пелотона и судей. Так что поведение Хэмилтона в той ситуации было очевидным.

Гонщик или наездник?

В автоспорте понятие «гонщик» весьма почетно. Даже в некоторых случаях специально используется написание этого слова с большой буквы, если хотят подчеркнуть особый талант пилота. При этом существует еще и слово «наездник». Если для конного спорта это просто термин, то вот в автоспорте это слово имеет отрицательный оттенок, характеризуя пилота не с лучшей стороны.

Можно по-разному относиться к Максу Ферстаппену и его манере пилотирования. Но то, как он повел себя после аварии в Монце, не выдерживает никакой критики.

В гоночном этикете существуют неписаные правила, сложившиеся за долгие годы становления мирового автоспорта как опасной дисциплины. Достаточно сказать, что еще 40–50 лет назад редко какой Гран-при обходился без смертельных аварий. И поэтому в случае аварии первое, что делают пилоты, это узнают о состоянии здоровья соперника, с которым столкнулись. Тем более если твой болид, виноват ты или нет в аварии, но причинил вред другой машине. Сначала выясняют, все ли в порядке, и лишь затем уже разбираются, на ком было больше вины в инциденте.


Машина «Ред Булл», опустившись сверху на «Мерседес» острым днищем столкнулась с системой Halo, защищающей голову гонщика. Не будь этого «ореола», не сносить бы Льюису головы. На одном из видео этой аварии четко видно, как защитная дуга разрывает опасное днище, не допуская контакта металла с телом пилота. Двигаясь дальше по инерции, заднее правое колесо австрийской машины также прошлось по «ореолу». Причем, поскольку колесо – это все же не камень, то оно хоть чуточку, но затронуло шлем гонщика. Недаром же после аварии Льюис пожаловался на боль в шее.

При всем при этом серьезных последствий удалось избежать. В биографию Halo вписана еще одна страничка о спасении гонщика. Но в момент, когда Макс выбрался из своего болида и направился к выходу с трассы, еще ничего не было ясно. И тот факт, что голландец даже не подошел к пострадавшей машине соперника, не остановился, а лишь бросил короткий взгляд в сторону конкурента, вызвал бурю возмущения.

Так сам пилот «Ред Булл» оправдывал свое пренебрежение пилотским этикетом: «Я увидел, что Льюис пытается выехать на трассу, так что с ним было все в порядке, незачем было к нему подходить». Это вызывающее безразличие к судьбе соперника, которого ты только что протаранил, вряд ли забудут Максу. Именно это поведение сразу же отнесло имидж Ферстаппена к терминологии «наездника», а не гонщика.

Да, Льюис в тот момент пытался как-то на задней передаче выбраться из-под завала. Но оценить его действия одним лишь коротким взглядом и по звуку все еще работающего мотора «Мерседес» было невозможно. Тем более что действия Льюиса могли быть результатом шока. Именно поэтому пилоты или маршалы стараются непосредственно у пострадавшего узнать о его состоянии, чтобы избежать ошибки в оценке ситуации.

Причем, Макс, на мой взгляд, демонстративно после этого пошел не по гравию к бежавшим к нему маршалам, а позади столкнувшихся машин по асфальту к дальнему выходу. Фактически голландец грубо нарушил правила эвакуации с места аварии, строго предписанные регламентом. Ведь гонка не была остановлена красными флагами, и на трассе оставались болиды. Даже этими действиями пилот «Ред Булл» хотел хоть как-то помешать сопернику, если бы тот действительно смог выехать обратно из гравия. А заодно и подчеркнуть свою исключительность, мол, мне можно все. Я – лидер чемпионата и главный конкурент на чемпионский титул.

А ведь сколько было шуму со стороны «Ред Булл» вокруг аварии в Сильверстоуне, когда Льюису вменялось в вину «покушение на жизнь соперника», а затем «неуважение к пилотской этике». Мол, когда Макс еще проходил обследование в госпитале, Хэмилтон позволил себе праздновать успешное выступление и радоваться на подиуме. Когда ситуация повернулась на 180 градусов, Макс показал свою собственную сущность. И это наверняка ему еще не один раз припомнят.

Дубль «МакЛарен»

Эту часть текста вполне можно было бы назвать «Возвращение Риккиардо». Покинув родные пенаты «Ред Булл», Даниель не сразу нашел себя в кокпите машин других команд. Даже в этом году ему понадобилась добрая половина гонок, чтобы почувствовать свою очередную новую машину и сжиться с ней. И вот Монца показала, что, во-первых, Риккиардо в отличной форме, а во-вторых, что у «МакЛарен» – быстрый болид.

На старте и субботней гонки-спринт, и основной гонки Гран-при Италии британские болиды были самыми быстрыми. А учитывая, как уверенно Даниель Риккиардо и Ландо Норрис сдерживали позади себя «Ред Булл» Ферстаппена и «Мерседес» Хэмилтона, можно с уверенностью сказать, что у «МакЛарен» были все шансы на победу в гонке даже без аварии лидеров чемпионата. Авария лишь посодействовала завоеванию победного дубля, которого британская конюшня ждала целых 11 лет.


Стоит отметить, что в завершающей части в какой-то момент Ландо Норрис, преследуя своего напарника, спросил у своего командного мостика, может ли Риккиардо его пропустить вперед? В руководстве «МакЛарен» предпочли остудить горячий порыв британского юноши. Но чтобы избежать недомолвок и дальнейших пересудов в плане командной тактики, Даниель сам внес ясность в данный вопрос. На последних секундах австралиец показал лучший круг в гонке, заработав дополнительный балл, а заодно и показав напарнику, что на самом деле скорость у него есть, что он просто берег шины, чтобы доехать надежно до финиша и одержать заслуженную победу.

По итогам голосования именно Риккиардо была отдана пальма первенства в опросе на звание «Гонщик дня».


Третьим на подиуме был Вальттерри Боттас. Прорвавшись на своем «Мерседес» на 3-е место после старта с 19-й позиции, финский гонщик фактически установил этот рекорд для трассы в Монце. Вот уж действительно Боттас обрел новое дыхание после подписания долгосрочного контракта с «Альфа Ромео».   

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter