Кто первый, тот успел

В идеале на каждый государственный стимул бизнес должен откликаться экономической отдачей...

В идеале на каждый государственный стимул бизнес должен откликаться экономической отдачей. Одни инструменты срабатывают сразу, другие, случается, становятся лишь прообразом действенного проекта. Главное здесь правильно оценить недочеты. В том числе и об этом шла речь на днях во время "круглого стола", за которым собрались представители госструктур и предпринимательства.


Говорили об идее открыть деловой торговый центр почти в самом центре Минска. По сути, предпринимается вторая попытка создать площадку для рабочих контактов производственных предприятий и торгового бизнеса. Первый опыт оставил ряд вопросов. Немало надежд было связано с Минским оптовым рынком. Предполагалось, что предприниматели будут приезжать сюда за белорусскими товарами и развозить его по всем регионам страны и за ее пределы. Однако не заладилось. Минусов обнаружилось несколько. Первое - склад расположен на выселках. Второе - парадокс. Предприятиям, представляющим свою продукцию, дали льготу. Символическую арендную плату - 1 евро. Но минимальные издержки расслабили. На рынок начали свозить неликвид, не нужный ни предприятию, ни бизнесу. Ну и третье - сама организация работы. Вид помещений отнюдь не привлекал клиентов.


Это учли. Теперь обещают сделать иначе. Деловой торговый центр разместится на площадях ГО "Белресурсы". Территория - более трех гектаров в районе аэропорта "Минск-1". Почти центр. А с учетом строительства "Минск-Сити" - самый центр. Презентуя проект, заместитель генерального директора объединения Юрий Смородский особо отметил наличие железнодорожных путей, большую площадку для фур, создание на месте в ближайшем будущем пункта таможенного оформления, строительство современных складов под любые товары. Работает и электронная площадка Белорусской товарно-сырьевой биржи. "Свое желание участвовать в проекте уже высказали "Белшина", "Лакокраска", полоцкое "Стекловолокно", "Купалiнка", ряд других предприятий, - перечислил заместитель генерального директора "Белресурсов". - Мы будем отдавать предпочтение тем, кто не имеет своих товаропроводящих сетей в Минске. Но, учитывая, что деловой торговый дом не безразмерный, принцип такой - кто первый, тот успел".


Предпринимателям идея нравится. Особенно тем, кто смог наладить бизнес, откликнувшись на призыв подключиться к разгрузке складов. Предполагается, что на новой площадке можно будет не только посмотреть, заказать, купить товар, но и сразу отправить ближе к границе на любой из региональных складов "Белресурсов". Например, в Орше, Витебске или Могилеве.


Что ж, пока задумка выглядит весьма заманчиво. Говорили за "круглым столом" и о том, куда везти товар. Не раз звучала мысль, что сельская местность - "непаханое поле". 13 тысяч населенных пунктов по всей стране в лучшем случае имеют сельмаг с крупами и макаронами. В худшем - автолавку два раза в неделю с тем же набором. За непродовольственными товарами ездят, как правило, в райцентр. Бизнес как будто готов доставить в деревни модную недорогую одежду, косметику и парфюмерию, хозинвентарь, бытовую технику... Словом, все, что будет пользоваться спросом. Но есть вопросы. "Это классифицируется как развозная торговля, - обратила внимание директор частного предприятия из Молодечно Татьяна Гордиеня. - А этот вид деятельности лицензируется". На замечание сразу отреагировал директор департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Лихачевский: "Мы этот узел развяжем. Проект нового документа о лицензировании уже прошел согласование. Будут хорошие новости".


Однако наиболее крепкий узел - это местное чиновничество. "В некоторых районах проблем нет, - рассуждает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. - В других - стена непонимания и нежелания. Дают "бегунок" - и вперед по кабинетам по списку. Во всех регионах разные правила. В Минской области уже даже бочку с квасом без согласования с ГАИ нельзя поставить". Вывод - нужны единые для всей страны правила.


Достаточно гостеприимно встречают наших "ипэшников" в России. Белорусский товар здешний потребитель ценит. Но ехать с баулами за плечами - это уже прошлый век. А выездные ярмарки Торгово-промышленной палаты с потоком желающих  принять в них участие БелТПП уже не справляется. И это при двух-трех мероприятиях в месяц. "Необходимо развивать это направление, - убежден председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. - Это самый лучший способ вхождения предпринимателя в экспортные потоки. Ярмарки - это прямой путь к поиску партнеров".


Скажу откровенно. Не все, кто хотел поучаствовать в экспорте белорусских товаров, нашли свою "золотую жилу". Из 200 тысяч индивидуальных предпринимателей этим делом занялось всего около 300 человек. О том, что сдерживает, говорилось уже не раз. Нужна возможность брать наемных работников в соседних странах. Ведь родню не повезешь туда стоять на рынке или в торговом павильоне. Не очень внятны взаимоотношения между производителем и коммерсантом. А еще предприниматели обращают внимание на краткосрочность преференций для их деятельности. Они заканчиваются 1 июля. Деловые люди надеются на продление. Эта тема тоже обсуждается. И в последнее время видно все больше примеров, когда на государственном уровне принимаются решения по предложениям бизнеса. Не исключено, что будет подготовлено и еще одно из них.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter