Кто остановит произвол?

Этот вопрос, поставленный "СБ" более месяца назад, пока остается открытым. Почему?
Этот вопрос, поставленный "СБ" более месяца назад, пока остается открытым. Почему?

В журналистском расследовании под заголовком "Кто остановит произвол?" ("СБ", 24 сентября) шла речь о незаконном строительстве многоэтажного многоквартирного жилого дома. Формально он разместился на землях Боровлянского сельсовета, т.е. в Минском районе. Фактически же расположен в микрорайоне Минска Уручье. Квартиры в этом доме уже продает агентство недвижимости "Абигайль" - именно как столичное жилье. На стройке распоряжается частное лицо г-н Григорий Панфилов (на снимке из прежней публикации, который мы воспроизводим). Он по доверенности представляет интересы частных лиц К.Малахова и Т.Хасеневич, владеющих земельным участком. Под видом "сблокированного одноквартирного коттеджа" для этих граждан Панфилов и возвел (без утвержденного проекта, без лицензии!) многоэтажную махину со встроенными гаражами. И весьма уверенно (если не сказать нагло и цинично - имея в виду коммерческую продажу квартир де-факто) уверял журналиста при свидетелях, при включенном диктофоне, что построил "индивидуальный жилой дом".

В первые дни после публикации я не без азарта ждал-гадал: кто первым остановит стройку? Не понаслышке зная, что у нас с этим (с пресечением прыти разного рода самовольщиков) очень строго. В статье "Диктатура чистоты" ("СБ" за 7 июля) я приводил, например, такой факт: только за время одного рейда и только за нарушение гигиенических стандартов врачи (!) Минского центра гигиены и эпидемиологии остановили работы на 41 строительном объекте! Да что там санитария - "диктатура" права, закона у нас провозглашена и реализуется на самых высоких уровнях.

А при строительстве этого "небоскреба" нарушения строительного права и закона в юридическом смысле столь вопиющи, что... Да, мысленно я назвал этот дом "небоскребом" и вот почему. На стройплощадке у меня с г-ном Панфиловым вышел небольшой спор. Спросил его: "А если бы вы решили построить в Минске небоскреб?.." - "Но не построил же!" "А какая разница? - настаивал я. - Частное лицо в нашей стране не имеет права строить сооружение высотой более 10 метров!"

Не имеет права - и точка. Не важно: 5 этажей в здании, 9 или 90. Если конструкция выше 10 метров - это иные нормы сложности, ответственности, техники безопасности, наконец. Уже в силу этого, по моему разумению, стройку могло бы остановить, например, Министерство труда - хоть оно и не упоминалось в статье. Или инспекция Госстройнадзора... Или Боровлянский сельсовет - как орган исполнительной власти. Или милиция. Или прокуратура...

Но шли дни. Из деревни Копище мне регулярно звонили утром и вечером: "Строят! После статьи еще быстрее". Правда, теперь на стройку зачастили неизвестные визитеры - то ли инспектора, то ли проверяющие... Чтобы подъехать к дому, нужно свернуть с улицы Гинтовта и несколько сотен метров проехать по чистому полю: любую машину здесь видно издалека. И пока машины с "гостями" петляли по полю к фасадной стороне здания, через его задний двор врассыпную разбегались строители. После отъезда визитеров работы возобновлялись. Подчеркну: так мне рассказывали обитатели деревни. Сам я, нередко проезжая мимо, видел одно: строят!

Может быть, я ошибся, уверяя читателя, что строят незаконно? Но вскоре в редакцию стали поступать официальные письма из разных инстанций, единогласно подтверждавшие: незаконно! Впрочем, к этим письмам мы обратимся чуть позже. Попутно замечу, что отнюдь не все собеседники, сообщавшие те или иные факты по существу моего расследования, желали открывать свои имена. Их опасения были понятны. Если столь наглый самострой сходит человеку с рук, то не "крышует" ли его кто-то о-очень влиятельный?.. Стоит ли рисковать?..

Этот человек позвонил и представился открыто: Андрей Жилинский, бывший главный архитектор Советского района Минска. Дескать, готов с вами встретиться и рассказать о строительной деятельности г-на Панфилова кое-что еще.

Оказывается, Панфилов обкатал "схему" еще пару лет назад. Состоит она в том, что объект открыто строится с явными нарушениями. Запреты и предписания надзорных служб игнорируются, а штрафы выплачиваются незамедлительно. Застройщик заведомо знает, что все проблемы "утрясет" потом, задним числом.

В Советском районе Панфилов по этой схеме возвел огромный коттедж в самом конце улицы Кольцова, недалеко от Цнянского водохранилища. В чем конкретно состояли нарушения, А.Жилинский уже не помнит, но подчеркивает: "Отклонения от проекта были большими". При сдаче дома в эксплуатацию, разумеется, возникли проблемы. В исполкоме тогда долго дискутировали: принимать объект или не принимать? В качестве отступного Панфилову предложили построить для нужд района теплопункт с коммуникациями. Это стоило немалых денег, но застройщик условия принял. Коттедж затем продал. То есть соизмерил, по словам архитектора, возможные издержки (штрафные санкции и т.д.) с вероятной выгодой. Номер прошел.

"Но теперь не пройдет! - утверждает А.Жилинский. - Панфилов уже приходил к нам и пытался "согласовать" объект. Получил отказ". Сейчас А.Жилинский в должности главного специалиста и главного архитектора работает уже в структуре Миноблисполкома - в комитете архитектуры, градостроительства и территориального планирования. Эту инстанцию Панфилову при сдаче дома в эксплуатацию никак не миновать!

Точно, не пройдет?.. Конечно, очень хочется верить главному специалисту и главному архитектору. Но Панфилов, увы, наворотил уже немало того, чего в принципе быть не должно. Но - имеется!

Почему этот "номер" у Панфилова категорически не должен пройти, рассказал мне другой бывший главный архитектор - не района, но всей столицы. Сейчас Ярослав Линевич возглавляет институт "Минскградо", а когда-то... Ради краткости скажу так: еще в 1992 году под его руководством был разработан проект застройки всего участка: от деревни Копище до кольцевой дороги, от улицы Гинтовта до окончания Логойского тракта, где ныне размещен рынок "Экспобел"...

Эта земля и сейчас территориально относится к тому же Боровлянскому сельсовету Минского района. Но еще в 1992-м она рассматривалась как резерв для развития столицы. Уже тогда размещенному здесь аэродрому было найдено иное место - под Молодечно. Для этого главному архитектору Минска Я.Линевичу пришлось дойти до штаба ВВС СССР: аэродромы ДОСААФ были в его подчинении. Перенос был протокольно согласован с Минобороны, ЦК и правительством.

Все это - ради развития Минска. Здесь запланировано троллейбусное депо (его должны перенести из центра, с улицы Варвашени), пожарное депо, кварталы средне- и многоэтажной застройки, школы и торговые центры, скверы и стадионы, магистрали районного и городского значения... Много чего здесь запланировано, кроме одного: дома, который построил Панфилов!

Подчеркну: тогдашний (1992 года) план в целом действует и сейчас. Его реализация лишь замедлилась после распада СССР. По словам Я.Линевича, Минск уже практически выходит на прежние, максимальные объемы строительства жилья: до 1 млн. кв. метров в год. Чтобы приблизиться к европейской норме (25 кв. метров на человека к 2030 году), Минску к теперешней общей жилой площади в 33 млн. кв. метров нужны еще около 14,5 млн. Один из зарезервированных участков - здесь, в районе деревни Копище, между улицей Гинтовта и Логойским трактом. Эта земля неизбежно отойдет к Минску.

Ярослав Линевич знает, что говорит: институт "Минскградо" под его руководством и сейчас отвечает за перспективное развитие столицы. А этажом ниже, в институте "Минскпроект", уже заняты предпроектным обследованием этой территории. Сверяют прежние планы с новыми реалиями (больше 10 лет прошло как-никак). Наносят эти реалии на карту, "опорный план" (ясно, например, что нужно увеличивать троллейбусное депо и перепроектировать пожарное: рядом возник гаражный массив). Сверяют "красные линии" - неприкосновенные участки, где пройдут магистрали и коммуникации.

Нанесли на "опорный план" и дом г-на Панфилова. Для меня подчеркнули: не наше дело рассуждать о его законности или незаконности, наше дело - зафиксировать.

Зато Ярослав Линевич рассудил. Он, кстати, был здесь, осматривал "объект" Панфилова и пришел в ужас: "Это - махровая самоволка! Как он намерен подключаться к коммуникациям? Что он знает о "красных линиях"? Это узел сложнейших проблем! За такие вещи проектировщиков надо лишать лицензии, а то и вовсе от профессии отлучать!"

Ярослав Линевич имел в виду тех проектировщиков, которые "слепили"-таки для Панфилова проект. Ведь ясно, что какой-то проект, пусть не утвержденный, он за пазухой держит! И кто-то его сделал. По утверждению Панфилова, очень даже известная архитектурная мастерская. Тем хуже! Не будем говорить о технических, жилищных и градостроительных качествах дома. Здесь важно, что мастерская взялась за работу, не имея, очевидно, разрешения на проектирование. Что архитекторы знали, не могли не знать того, что сообщил мне Я.Линевич. Но взялись... Это как для врача нарушить клятву Гиппократа.

...В институте "Минскпроект" мне привели три примера. Когда в столице построили здание горисполкома, фотографу пришлось 15 минут ждать, чтобы... мимо проехала машина: нужен был "урбанистический" пейзаж. Но те самые 8 полос, по которым сейчас машины идут сплошным потоком, архитекторы заложили в главный проспект столицы полвека назад! А в микрорайоне Лошица развязка многие годы оканчивалась в чистом поле, люди недоумевали. И лишь архитекторы знали, что здесь будет жилой массив. Когда он был построен, осталось лишь подвести магистрали к готовой развязке. И в начале Партизанского проспекта (район улицы Аранской) транспортная проблема была блистательно решена лишь потому, что на любое строительство здесь десятилетиями было наложено табу.

Дороги для города - как артерии для организма. Если их закупоривает тромб (неверное проектное решение или, что хуже, "самострой"), город задыхается.

Теперь-то что с домом делать?

"Разбирать. Сносить!" - считает Ярослав Линевич. И рассказал о своем подчиненном, ныне покойном бывшем главном архитекторе одного из столичных районов. "Сначала он самостройщика письменно предупреждал. Но больше не повторял, а подгонял бульдозер и самосвал... Куда только ни жаловались - бесполезно: он был прав!"

"Я не могу снести дом Панфилова", - сказал мне председатель Боровлянского сельсовета Петр Меркулов. Он в должности чуть больше двух месяцев: 18 августа его единогласно избрали тайным голосованием на внеочередной сессии сельсовета. Признался, что опыта еще маловато: прежде избирался лишь депутатом, а работал старшим мастером теплового участка.

Словом, 26 августа, ничего не подозревая, он подписал застройщику разрешение на "реконструкцию". Поскольку уже имелись подобные разрешения, выданные прежним председателем сельисполкома П.Лап-шиным. Теперь Панфилов желал якобы 3-этажное здание "реконструировать" в 4-этажное. Спохватившись через неделю, Меркулов свое разрешение отозвал. А на объекте к тому времени фактически стояло 5-этажное сооружение.

"Пока я даже не могу передать документы в суд, - сказал мне П.Меркулов. - Поскольку никакими документами по объекту не располагаю. Они почему-то оседают на уровне Минского райисполкома. Пока я создал специальную комиссию для изучения вопроса и только вникаю в суть дела. Что и пишу в своем объяснении для Комитета госконтроля, откуда пришел запрос".

А теперь - полученные редакцией официальные письма. В.Дегалевич, начальник инспекции департамента государственного строительного надзора по Минской области, сообщает "СБ":

"...По результатам проверки гр. К.В.Малахову и Т.Н.Хасеневич 05.10.2004 г. повторно выдано предписание о приостановлении работ. ...Применение административных санкций органами Госстройнадзора к физическим лицам по факту самовольного строительства не предусмотрено Кодексом РБ об административных правонарушениях. ...По состоянию на 19.10.2004 г. строительно-монтажные работы на объекте не ведутся".

Да, и даже кран убран! Но лишь потому, очевидно, что строительно-монтажные работы Панфилов завершил. Теперь спешно идут отделочные работы!

Вот письмо из комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, подписанное председателем Р.Бело-горцевым:

"...Участок, на котором ведется строительство, территориально и административно относится к Боровлянскому сельсовету Минского района. В соответствии с генеральным планом г. Минска в этом районе предусмотрено строительство жилой многоэтажной среднеплотной и усадебной застройки. ...Комитет направил в КУПП "Минскводоканал", минские кабельные сети и ПУРП "Мингаз" уведомление о необходимости приостановки выдачи технических условий на подключение к инженерным сетям объектов, расположенных в деревне Копище, строительство которых ведется в нарушение порядка..."

Похоже, что "кислород" Панфилову перекрыт: он не сможет даже подключить дом к коммуникациям. Но, но, но... Впрочем, сомнения повторять не буду.

Наконец прокуратура Минской области сообщила редакции, что по поводу самовольного строительства "вынесено постановление о возбуждении уголовного дела. Расследование поручено Минскому РУВД". Следователь, впрочем, ничего конкретно мне не сообщил: дело в самой начальной стадии. Более того, кое-какую информацию спросил у меня.

...Вынужден с досадой констатировать: самым ответственным лицом в этой истории пока, увы, остается... г-н Панфилов. Он открыто обещал, что в ближайшее время закончит дом. И фактически сделал это, вопреки всем запретам и предписаниям. Даже возбуждение уголовного дела, похоже, ему не помеха. А по деревне Копище ходят слухи, что Панфилов здесь же готовит к застройке еще пару участков...

Все же напомню финальную рекомендацию баснописца: "...А я бы повару иному велел на стенке зарубить: чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить". Какой орган власти и когда решится это сделать применительно к нашему непонятливому "коту"? Вопрос, повторю, остается открытым.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter