Бизнес на селе. Как работают сельмаги

Кто не рискует, тот не процветает

О развитии бизнеса в провинции

Во время командировки в Чаусский район как–то заглянула в частный сельский магазинчик. Порадовали и ассортимент, и цены. Правда, посетителей оказалось негусто: люди просто так деньгами не сорят, да и жителей в деревне немного. Подумала тогда: непросто выживать коммерсанту в глубинке...


И все же игра стоит свеч. Государство предоставляет немалые льготы тем, кто решится открыть свое дело в сельской местности. По аренде и приобретению помещений, по уплате налогов. Сельские фирмы на пять лет начиная со дня создания освобождаются от обязательных отчислений в инновационные фонды. Им проще, чем городским предприятиям, получить информационную, организационную, правовую поддержку. В общем, зеленая улица! Кроме того, во многих случаях те, кто работает на селе, освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и ввозного НДС. Но главное — с 2010 года под сельской местностью подразумеваются не только деревни, но и малые города с населением до 50 тысяч человек.


Такие преференции хочешь не хочешь заставят предприимчивых людей посмотреть в сторону глубинки. Другое дело, что не всегда бизнесмены–горожане реально представляют себе дело, которым планируют заниматься. Порой регистрируются на селе, чтобы посмотреть, что будет. Увы, но при таком подходе большинство терпит крах...


Еще в 2010 году в Хотимске должен был заработать кирпичный завод. Учредители обещали создать 45 рабочих мест. Экспериментальные образцы продукции прошли многочисленные экспертизы. Но производство так и не открылось. Местные жители по–прежнему возят кирпич из Мстиславля и Могилева.


В Круглянском районе неплохо зарекомендовал себя индивидуальный предприниматель, специализировавшийся на ремонте оргтехники. Ему оказывали содействие не только местные власти, но и руководство процветающей строительной организации ПМК–266. Обеспечили рекламой и бесплатным рабочим местом, помогали составлять договоры и претензии недобросовестным клиентам. Но через некоторое время молодой человек перевел свой бизнес в Могилев. Решил, что так проще...


Подобные примеры есть, но этого пугаться не надо. Бизнес — всегда риск. Вот и пасуют некоторые перед первыми трудностями.


Не будем осуждать людей, взвесивших свои силы и отказавшихся от амбициозных планов. К предпринимательству, как и к любому другому делу, нужно иметь склонности. Не у каждого они есть. А у кого есть, те и добиваются успеха. В глубинке в том числе. К примеру, в Быховском районе в агрогородке Барколабово успешно работает с 2011 года кондитерский цех ООО «Сладкая усадьба». Создано 22 рабочих места для сельчанок. Учредительницы успешного предприятия — коренные могилевчанки. Выкупили здание бывшей столовой и наладили производство.


И это не единственный пример успешной работы предприятий негосударственной формы собственности в сельской местности региона. В Могилевском районе уверенно чувствуют себя производители нетканых материалов и газосиликатных блоков. В Бобруйском развивается мебельное производство. В Быховском — полимерный завод, выпускающий колпачки для ПЭТ–бутылок. Недавно узнала еще одну хорошую новость. На Хотимщине стартовал очередной инновационный проект — цех по производству импортозамещающих кормовых добавок.


Беседовала недавно на тему развития бизнеса в провинции с заместителем председателя Могилевского облисполкома Виктором Некрашевичем. Он заверил, что местные власти поддержат в первую очередь своего инвестора, который никуда не уедет, не побоится трудностей, создаст рабочие места. Если у людей, настроенных на серьезную работу, не хватает начального капитала, можно рассчитывать и на материальную поддержку государства в виде беспроцентных ссуд службы занятости, банковских кредитов на льготных условиях. Главное, чтобы сами деловые люди были настойчивы и уверены в своих начинаниях.


Просмотрев статистику, я убедилась: да, деловая активность в глубинке растет. В 2010 году в сельской местности на Могилевщине открылось 285 предприятий негосударственной формы собственности, в 2011–м — 337, за прошлый год — 400. Около 40 процентов предприятий занимаются торговлей, 20 — производственные, 10 — транспортные. Остальные заняты в сфере прочих услуг. Правда, каждое десятое предприятие к работе вообще не приступило, существует только на бумаге. Другие раскачиваются, нарабатывают клиентуру.


Хотелось бы, чтобы среди сельских бизнесменов было и побольше местных жителей. Кому, как не самим сельчанам, лучше известны потребности родственников, соседей? Чего или кого в их деревне не хватает: развлечений, модной одежды или специалистов по кладке печей? Хорошее знание потребностей рынка — уже половина успеха.

 

Советская Белоруссия №96 (24233). Среда, 29 мая 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter