Кто ищет, тот найдет

Презентовав публике 30–тысячный экспонат своей коллекции, Национальный художественный музей объявил, что начинает работу по розыску ценностей, утраченных в годы Великой Отечественной войны...

Презентовав публике 30–тысячный экспонат своей коллекции, Национальный художественный музей объявил, что начинает работу по розыску ценностей, утраченных в годы Великой Отечественной войны.


30–тысячный номер, записанный в книге поступлений, которую Елена Аладова завела еще в 1944 году, самоотверженно занявшись послевоенным возрождением музейного собрания, достался копии царских врат, 200 лет назад украшавших церковь деревни Лемешевичи в Пинском районе. Оригинал, сохранившийся буквально чудом и отреставрированный Ларисой Лось еще 35 лет назад, хранится в музее белорусского народного искусства в Раубичах. И вот сейчас Лариса Николаевна снова воспроизвела это соломенное диво, потратив на него годы кропотливой работы.


— Мы давно мечтали, чтобы царские врата появились и в нашей экспозиции, — признается заместитель директора Национального художественного музея Надежда Усова. — Теперь оригинал из своего филиала в Раубичах можем перевезти в Минск без ущерба для музея белорусского народного искусства... Впрочем, не исключено, что не станем ничего заменять, оставим у себя эту копию.


Работы Ларисы Лось, ставшей родоначальницей целой династии народных мастеров, хранятся в музеях Москвы, Санкт–Петербурга, Польши... К слову, больше ни в одной из стран мира в монументальном искусстве солома не используется — только в Беларуси. И как только Лариса Николаевна завершила свою большую работу, тут же получила от зарубежных коллекционеров не одно выгодное предложение продать это уникальное произведение. Однако сама мастерица решила, что любоваться царскими вратами туристы должны исключительно в Беларуси...


Одновременно Национальный художественный музей презентовал и новый мультимедийный диск, появление которого и вовсе претендует на сенсацию. Впервые достоянием публики стали 300 страниц оцифрованных архивных документов и фотографий, иллюстрирующих всю историю создания, разграбления и возвращения из небытия Государственной картинной галереи БССР, ставшей впоследствии Национальным художественным музеем.


— В 1947 году в Минск из Германии прибыло два вагона экспонатов бывшей Государственной картинной галереи БССР, — комментирует кандидат исторических наук, заведующий отделом Национального архива Беларуси Виталий Скалабан, большую часть жизни посвятивший розыску пропавших белорусских ценностей. — Полгода на правах секретной документации их обрабатывал Музей истории Великой Отечественной войны. В Национальном архиве сохранилась уникальная опись, свидетельствующая, что в Беларусь вернулось довольно много реликвий, которые были вывезены отсюда сначала в Восточную Пруссию, а после в Баварию... Но возвращенные экспонаты распределили по другим музеям, причем не только белорусским, например уникальные украинские вышивки передали в Украину. Пока остается тайной, почему тогда же не стали возрождать Государственную картинную галерею. Впрочем, к разгадке этой тайны я уже близок...


— Тем не менее и сегодня в немецких музеях хранятся тысячи неопознанных картин, — добавляет Надежда Усова. — И эти музеи, в принципе, готовы с нами сотрудничать. Однако, предъявляя права на то или иное произведение искусства, мы должны располагать документами, подтверждающими эти права... Но предварительную работу мы уже сделали.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter