Кто и зачем собирает оружие прошлого

Кто ищет приключения на свою голову

Винтовки, пистолеты, ручные гранаты, штык-ножи, тротил из бомб — этот арсенал ежегодно пополняет коллекции черных копателей. Наша земля и спустя 75 лет после освобождения богата подобными находками. Особенно места проведения операции «Багратион»: здесь и наши, наступая, гибли тысячами, и немцы без счета умирали в котлах. Кто и зачем собирает оружие прошлого, выяснял наш собственный корреспондент.


В маленькой деревне Гамза Светлогорского района недавно прозвучал выстрел, напугавший всю округу. Стреляло грозное оружие советских снайперов — самозарядная винтовка Токарева. С ней воевала знаменитая Людмила Павличенко, уничтожившая в годы войны 309 вражеских солдат и офицеров.

В этот раз ситуация оказалась курьезной и чуть не стала трагической.

— Вот же бывает — дед мой после войны родился, а теперь на войне «побывал», — грустно пытается шутить хозяйка дома, во дворе которого прозвучал выстрел, Валентина Лесун. — Я услышала взрыв. Побежала с грядок к хате. А он лежит перед ней весь в крови…


Дед на костылях с перевязанной ногой — 68-летний Гаврила Лесун. Копал яму под туалет и обнаружил поржавевший ствол:

— Конечно, видел — оружие, что я в армии не служил? Решил от греха подальше распилить и как металлолом сдать. Одну часть ствола бензорезом чикнул. Дальше начал резать, видно, там патрон был, он мне прямо в ногу и выстрелил. Сквозное ранение.

Как говорится, и палка раз в 100 лет стреляет, а тут ржавая винтовка… Врачи спасли незадачливого пенсионера. Другим бы поучиться на этом случае… Места здесь боевые, тут проходила операция «Багратион». И до сих пор земля то и дело выталкивает на поверхность опасные атрибуты тех боев, подтверждает мой собеседник:

— Богато гильз находим, когда огород копаем. Старшие рассказывали, что на соседнем поле прямо были горы убитых, хоронили их тут повсюду. Видно, бой был жестокий…


Восемь лет назад в Калинковичском районе человека буквально разорвало на части, когда он пытался вскрыть снаряд. Минувшей зимой в Житковичском районе в стоге сена одного из подворий милиционеры обнаружили 100-килограммовую авиационную бомбу. Покойный хозяин пару лет назад притащил ее домой, хотел распилить, но не успел. Иначе могла случиться масштабная трагедия — радиус поражения такой находки до 100 метров.

Старый боеприпас или оружие, пролежавшие в земле не одно десятилетие, намного опаснее современного, объясняет старший эксперт управления криминалистических экспертиз и учетов управления Государственного комитета судебных экспертиз по Гомельской области Константин Печера:

— Многие находки попадаются снаряженными или на боевом взводе. Надо добавить к этому, что все оболочки боеприпасов со временем истончаются. Поэтому любое нагревание, даже несильный удар, либо иное механическое изменение могут привести к воспламенению и взрыву заряда. Таких случаев немало. Поэтому в первую очередь старое оружие и боеприпасы наиболее опасны для тех, кто их находит или пытается разобрать.

sudexpert.gov.by

Охотники за «эхом войны» то и дело заявляют о себе, хотя такого разгула, как 10 — 15 лет назад, уже нет. Черные копатели неофициально делятся на несколько групп. Одни охотятся за медальонами, монетами, элементами военного снаряжения, избегая тащить домой оружие или боеприпасы. Вторые, наоборот, увлекаются пулеметными лентами и пистолетными планками. Они чаще всего разряжают боевые находки на месте раскопок, превращая части бывшего оружия в сувениры. Самая опасная последняя группа — те, кто возвращают смертоносный арсенал к жизни.

Например, за прошлый год сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью выявили на Гомельщине 17 преступлений, связанных с оружием (а черные копатели — источник оружия для криминала). В шести случаях речь шла о винтовках и пистолетах Второй мировой. В городском поселке Корма — сразу две находки у разных хозяев. Один из умельцев сделал обрез из винтовки Мосина. Другой ценитель старины хранил дома парочку браунингов. Житель Гомеля нашел целый наган в промасленной тряпке на чердаке старого дома. В том же тайнике были патроны, которые он отстреливал в лесу. Поразил своей изобретательностью Кулибин из Рогачевского района, который использовал ствол трехлинейки и сам выточил ударный и спусковой механизмы. Плюс разработал для старых патронов самодельный капсюль. Необычный случай в этом году в деревне Грабовка под Гомелем: снова фигурирует советская «мосинка» — она самый популярный «приз» черных копателей. В этот раз в старой конструкции был переделан ствол под автоматный патрон.

sudexpert.gov.by

Все случаи — фактически «реанимация» боевого оружия, приводит факты начальник восьмого управления (по Гомельской области) главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Андрей Заяц:

— Каждый из данных образцов оказался пригоден для стрельбы и реально представлял опасность. Хорошо, что в последнее время нет фактов торговли такими агрегатами. Тем не менее мы постоянно отрабатываем известных копателей и различные сигналы от населения. Важно, что это не только изъятие незаконного оружия, а еще и изучение местности, где оно было найдено. Если говорить простыми словами, отправляемся на разминирование данной территории вместе с саперами. Находки там самые разные: от бомб до схронов времен Великой Отечественной войны. В одном из таких тайников нами было обнаружено 15 ручных гранат РГД-33 еще с заводской краской.

Несмотря на ежегодные находки и проверки, земля продолжает стрелять. Главное, чтобы ее выстрелы не попадали в цель.

Прощай, оружие

3а 2018-й только в Гомельской области изъята 161 единица незарегистрированного оружия, с начала этого года — 80. А вот цифры добровольной сдачи. В 2018-м в регионе милиционерам принесли 12.064 ствола и 5.917 единиц боеприпасов. Есть ребята, которые не ограничиваются тем, что прячут по сараям старенькие ружья. У жителя Гомеля в частном доме по улице Полевая был обнаружен тайник, где он хранил пистолет ТТ и запчасти к нему. В Жлобинском районе задержали лесного стрелка. С его слов, на заработках в России он приобрел автомат АК-74 с патронами. Ходил с ним в лес, стрелял, пока не поймали. Ну и самое громкое дело последних лет, разработка оперативников ГУБОПиК — дело Леонида Штейна. В сентябре 2018-го его задержали с 16 патронами в Гомельской области. На следующий день по месту жительства задержанного в поселке Городея Несвижского района нашли 19 единиц боевого оружия: пулемет, два автомата Калашникова, винтовки. Пестрый арсенал он собирал 6 лет. Эти случаи, скорее, исключение из статистики, рассказывает старший инспектор по разрешительной работе УВД Гомельского облисполкома Николай Дамарацкий:

— Более половины незарегистрированного оружия — гладкоствольное. Если говорить о нарезном, то в основном это тоже охотничьи карабины. Примерно 25 процентов — находки времен Великой Отечественной войны. Еще 20 процентов — переделанные под боевые: ракетницы, газовые пистолеты и самодельные конструкции. Существует такое направление, как травматическое оружие. Оно разрешено в соседней России, у нас — под запретом.


КСТАТИ

За незаконные изготовление, приобретение, передачу во владение, сбыт, хранение, перевозку, пересылку огнестрельного оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ можно провести за решеткой до 7 лет. Но если человек добровольно сдает незарегистрированное оружие, он освобождается от уголовной ответственности.

galkovsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter