Янина Гончарова рассказала, что готовит нам Belarus Fashion Week весна/лето-2019

Кто диктует моду

Белорусская неделя моды стартует 7 ноября: совсем скоро мы узнаем, что предлагают носить в весенне–летнем сезоне ведущие дизайнеры страны. Акценты в номинациях расставляются яркие — детская дизайнерская одежда, мужская мода, этническое шоу, социальные инициативы. О том, как живет и развивается Belarus Fashion Week, с какими проблемами сталкивается индустрия моды в Беларуси, мы поговорили с Яниной Гончаровой — председателем Белорусской палаты моды, вдохновителем и организатором проведения BFW.


— Простой потребитель может сказать — а зачем нам Неделя моды? Мы ходим в магазины и там покупаем...

— Потребитель, прежде всего, должен быть осведомленным и воспитывать в себе хороший вкус. Большинство покупателей знают зарубежные марки, которые им не по карману, но при этом часто отвергают белорусские бренды. В Беларуси прекрасные модные дома, дизайнеры, которые работают около 20 лет — такие как Алена Горецкая, Николай Морозов, Лариса Балунова... У нас уже есть своя fashion–история, пусть небольшая, и о ней нужно говорить. Belarus Fashion Week показывает хедлайнеров, лидеров мнений, которые определяют моду.

— То, что сейчас висит у нас в универмагах, на самом деле гораздо ближе к тому, что происходит в моде, чем еще несколько лет назад.

— Да, там никогда не будет одежды с подиума, зато появляются хорошие носибельные вещи. И тем, кто работает в отделах закупок, нужно ходить на показы Недели моды, чтобы видеть тренды и знать, что сегодня купят, а что нет. Было бы неплохо, если б во время BFW в витринах ГУМа и ЦУМа выставлялись манекены с эксклюзивной одеждой белорусских дизайнеров, как это происходит в Берлине или Милане. Это работа на имидж: люди видят, что магазин причастен к Неделе моды, и придут туда потом, чтобы найти что–то в своей ценовой категории, но в той же степени модное и актуальное.

— На что вы делаете акцент, когда составляете программу BFW?

— Мы всегда смотрим, что происходит в мире, и планируем свою работу в Беларуси на год вперед. Например, сейчас глобальные тренды — влияние уличного стиля на производителей, ответственная мода, инклюзивные проекты... Также мы исходим из того, что в Беларуси есть потенциально. Например, каждый год стараемся работать со льном, потому что лен — это классная тема, не только у нас, но и во всем мире. Но здесь не нужно надувать мыльный пузырь. Лен требует постоянного эксперимента. Вообще, текстильной промышленности пора взять на вооружение зарубежный опыт. К примеру, Оршанский льнокомбинат или «Камволь» выпустили купон новой ткани — разошлите дизайнерам, направьте фокус–группе, чтобы они использовали этот материал в изделиях, а вам рассказали, как он технически, пластически себя повел, какие возникают эксплуатационные проблемы, конструктивные. Европейские, турецкие, китайские производители имеют своих стратегических партнеров, рассылают продукцию по вузам. Дессинаторы — текстильные дизайнеры — должны общаться с модельерами одежды, это необходимость, так не пожалейте этот купон 3х3 метра.



— Шить в Беларуси из местного сырья качественно и недорого — это реально?

— Конечно, белорусским компаниям стало работать сложнее, когда в страну пришли крупные международные ретейлеры. Но так и честнее, и конкуренция стала классная. Люди теперь могут сравнить: почему вещи отечественного производителя, которые шьются в стране, стоят так дорого, а одежда, экспортируемая из–за рубежа компанией, которая тратит огромные суммы на рекламу, обойдется дешевле? Мы должны быть конкурентоспособны и по цене, и по качеству, и по стилю. Нашим компаниям нужно вкладываться в позиционирование своих брендов, а не рассчитывать на то, что работало 10 лет назад. Сегодня молодежь в 20 лет иной раз зарабатывает столько, сколько раньше люди получали только в премиальном сегменте. И если вы хотите продавать свои вещи этим молодым покупателям, нужно глобально пересматривать стратегию ведения бизнеса. Практически всем нашим дизайнерам сегодня требуется помощь в стратегическом маркетинге — а для этого нужно учиться.

— Многие сетуют, что на Неделю моды невозможно попасть...

— На показах не может быть 2 тысячи человек. Это не городское шоу, не культурно–массовое мероприятие. Мода как искусство — это подача через перформансы в музеях, театрах, специальных культурных проектах. А у нас профессиональная площадка, где собираются дизайнеры, их клиенты, бизнес–партнеры, стилисты, фотографы. Простой потребитель должен быть в курсе, и мы даем ему качественный фото– и видеоматериал в глянцевых журналах и на нашем сайте.

— Вы работаете с молодыми дизайнерами и даже выделили в прошлом году отдельное направление — Fashion Idea Festival. Насколько молодежь реально хочет и может создавать свои модные бренды?

— Не так давно я встречалась с Давидом Форлони, директором Института дизайна Марангони — а это ведущий вуз, готовящий модельеров, номер один в мире. Так вот, он сказал: 90% окончивших институт год работают под своим именем, а потом закрываются — не выдерживают конкуренции, интенсивности процесса. Хотя все с амбициями, все хотят основать собственную марку. Молодому дизайнеру еще на стадии обучения надо понимать, что, возможно, более выгодно пойти в состоявшийся модный дом или на предприятие. В Беларуси есть компании, которые через различные спецпроекты завлекают молодежь и пытаются ее удерживать, и с этими компаниями мы делаем конкурс New Names BFW. Они понимают, что работа их предприятия зависит от дизайнерского коллектива, и придумывают различные мотивации, поощрения, поездки на Недели моды — все, чтобы талантливая молодежь не захотела уходить.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter