Кто б в рабочие пошел?

Сегодня в молодежной среде профессия рабочего непрестижна. Увы – это факт...
Сегодня в молодежной среде профессия рабочего непрестижна. Увы – это факт. В профессиональные училища идут, если не поступят в вуз или техникум. А ведь экономика страны держится в значительной степени именно на тех, кто что–то производит, и это что–то должно быть конкурентоспособным, качественным, надежным товаром или услугой. И для этого требуются высококвалифицированные специалисты не только высшего и среднего звена, но и рабочие. Значит, надо поднимать престиж рабочей профессии. Как?

Посмотрите, как теперешние выпускники поступают в вузы? Нередко — куда повезет. А потом наступает разочарование в выбранной специальности, уходит время, затрачиваются деньги и государственные, и родительские, а отдачи от специалиста нет. Другое дело, когда человек получил профессию в училище или учеником поработал на производстве и осознанно сделал свой выбор. Поэтому, я считаю, выпускники ПТУ, профессиональных лицеев и работающие на производстве должны иметь преимущество перед школьниками, если продолжают учиться по выбранной специальности.

Хотелось бы обратить внимание и на оснащение учебных заведений. Я сам работал мастером производственного обучения и сужу не понаслышке. Все–таки не хватает там современного оборудования, инструментов, материалов для обучения. Учащиеся должны работать по–современному, если мы хотим подготовить полноценных специалистов. Иначе придут они на производство и поймут, что их недоучили. В свое время я в составе одной из экспериментальных групп получил профессию наладчика станков с ЧПУ — даже дали красный диплом и 5–й разряд. Потом, когда служил в армии, встретил коллегу по специальности, несколько старше меня. Как–то он задал вопрос по нашей профессии. В результате мне было очень стыдно за себя и за тех, кто меня учил. Ведь оборудование, о котором он говорил, мы в училище видели только со стороны. Поэтому, придя на работу мастером, я старался не допустить ошибок моих учителей, хотя в том, наверное, была и не их вина. Об обеспечении профтехучилищ должны думать государство и те предприятия, для которых готовятся кадры.

Еще хочется сказать о мастерах, преподавателях. Это должны быть не случайные люди. Далеко не каждому мастеру своего дела дано умение передать опыт ученикам, поэтому таких специалистов надо ценить. У мастера и степень ответственности по сравнению с обычным педагогом куда выше. Ведь не сравнишь, когда 15 человек работают с инструментом и оборудованием, и нужно уследить, все ли делают правильно, соблюдают ли технику безопасности, и когда группа — пусть даже 28 — 30 человек — сидит за партами и все перед глазами.

Очень много времени отнимают различные отчеты, планы. Без них, конечно, нельзя. Но больше пользы будет, если вместо составления очередного отчета мастер проведет реальное занятие. А то иной раз планирование и отчет о мероприятии занимают больше времени, чем само мероприятие. А ведь настоящие, приносящие пользу дела видны без всяких рапортов. Нужны также четкие типовые программы, стандарты, определяющие квалификацию выпускника. И учащиеся должны с первого дня знать, что они приобретут, если приложат максимум усилий, и что потеряют, учась спустя рукава.

До сих пор помню плакат над входом в училище, где я учился: «Трудом славен человек!» Вот это должно стать девизом нашего молодого поколения. Кстати, то время — 1987 — 1990 годы — оказалось самым интересным в моей жизни. Я многому научился, поездил по Советскому Союзу, даже оказался в Чехословакии, на заводе «Шкода», куда нас отправили на экскурсионную практику. Мы стремились знать и уметь как можно больше, потому что знание и умение ценились и поощрялись в обществе.

Был бы рад, если бы кое–что из сказанного учли разработчики новых документов, касающихся образования. Уж извините за многочисленные «бы». Так хочется сказать: профессиональному образованию — быть! И не просто быть, а приносить пользу стране и каждому конкретному человеку.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter