"Крыша" для автора

Авторские права в цивилизованном мире - понятие отнюдь не эфемерное.
Авторские права в цивилизованном мире - понятие отнюдь не эфемерное. Год назад Республиканское унитарное предприятие интеллектуальной собственности (РУПИС) объявило - в том числе и на страницах нашей газеты - о своем самом серьезном намерении разобраться со всеми, кто пользуется чужим интеллектуальным трудом, грубо говоря, на халяву. В первую очередь это касалось кафе и ресторанов, привлекающих посетителей модными шлягерами, но не считающих себя чем-либо обязанными авторам этих шлягеров. Но первый скандал вызрел совсем на другой почве: не так давно художник Николай Купава выиграл судебный процесс у Гомельского ликеро-водочного завода, использовавшего образ князя с его картины "Великий князь Витовт" в качестве наклейки на бутылках водки... Тем не менее этот публичный поступок вряд ли спровоцирует белорусских авторов на массовый поход по судебным инстанциям. А у предприятия, по словам заместителя директора РУПИСа Андрея Шелеста, пока просто не хватает рук взять под свою опеку и фильмы, и живопись - на данный момент РУПИС пытается охранять права авторов музыкальных, драматических и музыкально-драматических произведений.

Год назад уполномоченным охранять отечественное авторское право приходилось работать в обстановке повышенного риска. Практически везде на сотрудников РУПИСа с самого порога выливали ушат грязи, бурно возмущаясь, дескать, скоро и за воздух придется платить. Правда, до мордобоя, как в России, не доходило. Хотя истерики случались регулярно. Причем с обеих сторон. Но период полного отрицания проходит. К сожалению, не благодаря силе убеждения коллег Андрея Владимировича, а в связи с судебными процессами, которые РУПИС выиграл и еще собирается выиграть.

На сегодняшний день таких процессов было уже около 10. Ответчиками выступали несколько ночных клубов, крупных развлекательных комплексов. После этого некоторые директора предприятий изъявили желание заключить соглашения на отчисление "авторских" уже без дополнительных напоминаний. Хотя с телекомпаниями и кабельными операторами взаимопонимания достичь пока не удается.

- Но разглашать имена своих ответчиков вы не намерены. Почему? - поинтересовалась я после того, как мне продемонстрировали убедительную подшивку судебных документов, предупредив, что информация эта - "не для печати".

- Все имеют право заблуждаться, - пояснили мне бесстрастные юристы. - К тому же теперь мы сотрудничаем. Да и "сарафанное радио", например, среди владельцев ресторанов работает весьма эффективно, во многом помогая действовать нашим уполномоченным в провинции... Впрочем, кое-кого, пожалуй, можно назвать: свой первый иск РУПИС предъявил на студию "Арт-центр", которая привезла в столицу "Иванушек-Интернэшнл". В конечном итоге студии пришлось расплатиться с Игорем Матвиенко и другими авторами, чьи песни прозвучали во время концерта. Теперь мы готовим еще одно заявление в адрес этой же организации, поэтому причин сохранять ее инкогнито у нас нет.

В прошлом году РУПИС вступило в Международную конфедерацию авторских обществ (СИЗАК). А недавно были подписаны договоры с авторскими обществами в Америке, Польше, Латвии. На сегодняшний день 90 процентов тех, кто пишет песни и ставит спектакли в Беларуси, являются членами РУПИСа и могут рассчитывать на охрану своих прав не только здесь, но и за рубежом.

- А почему не все 100? Не до конца доверяют? - задала я провокационный вопрос.

- Шоу-бизнес у нас пока в стадии становления, поэтому и не "все 100". Хотя совсем недавно мы разослали анкеты своим "подзащитным" и убедились, что абсолютное большинство работой РУПИСа удовлетворено. К тому же, не считая контролирующих органов, любой вправе проверить нас лично...

Мне показалось нелишним выяснить отношение к вопросу о защите авторских прав также у лиц, напрямую в этом заинтересованных. И у тех, кто так или иначе обязан с ними считаться (и рассчитываться) по закону.

Александр Куллинкович, лидер группы "Нейро Дюбель"

: - Конечно, "авторские" - это не тот доход, на который можно жить, но я изрядно удивился, когда на мой счет буквально "из воздуха" была переведена вполне нормальная сумма. Белорусский музыкант, и особенно рок-музыкант, такими деньгами едва ли может пренебречь. Вдобавок, когда автор чувствует себя защищенным, это благоприятно влияет на его творчество. Ведь РУПИС пытается отслеживать еще и пиратскую продукцию. Для нас это не менее важно. И не столько по материальным соображениям. Потому что, когда мне попадаются диктофонные записи "Нейро Дюбеля", упакованные в обложки, сделанные на ксероксе, это глубоко оскорбляет эстетическое чувство...

Леонид Прончак, поэт

: - Я подписал договор не только с РУПИСом, но и с несколькими частными лицами - например, нанятый мною адвокат сейчас готовит списки пиратских перепечаток моих произведений за последние 5 лет. До недавнего времени были большие проблемы с Польшей, где исполнялись мои песни... Хотя на сегодняшний день гораздо больше проблем с защитой наших авторских прав не за рубежом, а дома, поскольку государственное радио, телевидение, похоже, не спешит уважать законы...

Виталий Касперович, юрист ИП "Минселко" (развлекательный комплекс "Журавинка")

: - Конечно, как налогоплательщики к необходимости платить еще и авторское вознаграждение мы относимся без восторга. 5 процентов от дохода - достаточно накладно. Но, как известно, "dura lex, sed lex" - закон суров, но это закон. А неприятностей с законом мы стараемся избегать.

Руслан Жукович, юрист Белтелерадиокомпании

: - Зачем делать проблему на пустом месте? Против соглашения с РУПИСом мы не возражаем, но только в том случае, если это предприятие предоставит нам список авторов, с которыми у него заключен договор. Законодательство позволяет требовать основания, на которых мы должны делиться с кем-либо своим доходом. В данном случае основание - авторский договор.

Как бы то ни было, но с недавнего времени все споры, касающиеся интеллектуальной собственности, рассматривает Верховный Суд. А это значит, что в проблеме защиты авторских прав в Беларуси "завязь" определенно образовалась.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter