Круги на воде

Авантюра дайверов спровоцировала грандиозный скандал...

Авантюра дайверов спровоцировала грандиозный скандал. Аквалангисты решили затопить на озере Рудаково (близ Мяделя) давно отлетавший свое вертолет. С их точки зрения, такая подводная достопримечательность привлечет внимание туристов и ныряльщиков не только нашей страны. Идея креативная, но требует тщательной экспертизы и оценки. Например, со стороны специалистов из Минприроды, которых на затопление вертолета почему–то не позвали. Эта операция вызвала огромный резонанс. Возмущенные экологи, среди которых есть представители Национальной академии наук, Белгосуниверситета, написали письмо на имя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимира Цалко. Сейчас специалистам предстоит решить непростую задачку: как не нанести вред окружающей среде. И все–таки быть или не быть списанной технике на дне?


Погружение в проблему


Требовательного туриста уже не удивишь ни каскадом озер, ни походом на байдарках по Нарочи, ни ночной рыбалкой. Вот и задумались в Национальном парке «Нарочанский», чем завлекать путешественников. Полеты на воздушном шаре, сафари, строительство аквапарка...  Вспомнили и о предложении представителя Белорусской федерации подводного спорта, инструктора по дайвингу Олега Карцева организовать на одном из озер подводный парк: зарыбить сам водоем, затопить там вертолет и установить искусственные скульптуры.


— Идея появилась еще лет пять назад, — вспоминает Олег Карцев. — Присмотрели местечко — небольшое озеро Рудаково возле Мяделя. На дно решили погрузить списанный вертолет Ми–2, который по нашей просьбе безвозмездно передал нам Витебский аэроклуб ДОСААФ. Такие «памятники» — одно из популярных направлений развития дайвинга. Мы собрали все документы, но получили отказ от руководства Национального парка «Нарочанский». Однако полтора месяца назад меня пригласили на совещание, на котором обсуждалась программа развития региона. Я повторил свою идею. Ее поддержали.


Взлет и посадка


Уже через месяц вертолет под вспышки фотоаппаратов, прицелы телекамер и речи местных властей притянули по толстому льду на центр озера. Расчет простой: лед растает — Ми–2 окажется на дне. Потом, правда, выяснилось, что вертолет затопили, не дожидаясь весны...


Ученые возмутились: почему к их мнению никто не прислушался?


— Затопление вертолета — большая ошибка, — считает заведующий научно–исследовательской лабораторией гидроэкологии Белгосуниверситета профессор Александр Остапеня. — Превращать уникальное озеро в свалку нельзя. При взаимодействии такой груды металла с водой образуются токсические соединения, которые влияют на живые организмы: например, соли алюминия, тяжелых металлов и других токсикантов. Мы два года проводили детальные исследования и решили, что озеро в самом деле может использоваться для дайвинга: там очень прозрачная вода, достаточно большие глубины и прекрасный подводный мир. Но это не значит, что в водоем можно опускать технику. Лучше создать специальные искусственные рифы.


— Сам корпус к тому же содержит не только алюминий, но и цинк, медь, свинец, — подтверждают другие ученые, подписавшиеся под письмом (среди них — заведующий научно–исследовательской лабораторией озероведения Белгосуниверситета Борис Власов, заслуженный деятель науки, профессор Ольга Якушко, ведущий научный сотрудник НПЦ НАН по биоресурсам Юрий Гигиняк и другие). — Скажем, алюминий поражает жабры и рыба испытывает острое кислородное голодание. А соли тяжелых металлов способны накапливаться в воде и донных отложениях.


А еще такое погружение может быть небезопасным. Красивая подводная картинка — это обманка. Оказывается, для новичков она может оказаться смертельной ловушкой. «Неопытный аквалангист может и не выплыть из замкнутого пространства, — рассуждает инструктор по дайвингу Андрей Лихачев. — Нужны специальные навыки. А безумцев хватает. Дно в озере илистое. Вертолет не закреплен. Опрокинуть его очень просто. Неверное движение — и прозрачнейший пятачок за мгновение превратится в мутный. Видимость станет нулевой».


И действительно, как будут решаться вопросы безопасности? Ведь о собственных подводных пейзажах, которые могут стать альтернативой даже египетским или мальдивским, позаботились, но инфраструктуру не создали. Это в будущем на берегу появится гостиница, крытый бассейн, комплекс для обучения дайвингу. Ну а пока сюда без особых проблем попадут все желающие.


— Конечно, погружение — это всегда экстрим, — соглашается Олег Карцев. — Поэтому необходимо объединить усилия дайверов: ни один новичок не должен нырять без инструктора. Случайных людей с аквалангами в нашей стране нет. Все в свое время прошли соответствующую подготовку, состоят в клубах и знают технику безопасности. Ездить на авто куда опаснее, чем застрять в вертолете на дне озера.


На дне


Странная получается ситуация. Концепция развития курортной зоны еще не подписана, но вертолет уже на дне. Почему?


— Мы не хотим упускать сезон, — замечает заместитель генерального директора по научной работе Национального парка «Нарочанский» Валерий Люштык. — Да, концепция еще не подписана, но мы должны развивать курорт. У нас на руках есть заключение Минприроды и рекомендация сделать Рудаково дайвинг–центром. Работа фактически уже начата. Никакого ущерба эта акция озеру не принесет. Больше металла в воде не окажется. Считаю, что растаявшие снег и лед, попавшие в Рудаково, принесут гораздо больше вредных веществ, чем злосчастный вертолет из дюралюминия. А еще на многих водоемах плавают десятки катеров и лодок из этого сплава. Тем не менее рыба и растения чувствуют себя хорошо. Подобные проекты реализовали на озерах в Германии. Там дайверы затопили подводные лодки, вертолет, самолет, дельтаплан, грузовик. Неужели немцы не берегут свою природу? Кроме того, мы видим огромные преимущества нашего сотрудничества. Во–первых, аквалангисты помогут в развитии эколого–просветительского центра. Их фотоснимки и видеоматериалы со дна озера — иллюстрации подводного мира — окажутся для нас ценным материалом для работы. А во–вторых, собираемся провести ряд совместных акций: например, почистить наши озера от мусора. Его скопилось немало. Ведь Рудаково раньше было городским пляжем. Неужели кто–то будет возражать, если на его базе построят современный дайвинг–центр?


Природная аномалия


Сторонники подводного парка заручились поддержкой национального парка, еще они утверждают, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды не против. Так ли это?


— Нас ввели в заблуждение, — считает начальник отдела экспертизы промышленных объектов управления государственной экологической экспертизы министерства Василий Коваленко. — Белорусская федерация подводного спорта, инструктором которой является Олег Карцев, направила нам письмо, что к затоплению предлагается вертолет из алюминиевого сплава. Мы не возражали, но выдвинули условие — фюзеляж должен быть почищен и прогрунтован. О сроках и способах затопления и техническом состоянии вертолета мы не знали. Нас не пригласили. По нашей информации, вертолет к погружению подготовлен не был. Сейчас ведется проверка. Возможно, технику все–таки придется поднять со дна и рассмотреть возможность затопления только после соответствующих экспертиз и процедур.


***


Конечно, затопление списанной техники — это одно из перспективных направлений в развитии дайвинга. Многие выкладывают огромные деньги, чтобы полюбоваться самолетами и подводными лодками, покоящимися на дне океана где–нибудь возле Соломоновых островов. В инициативах аквалангистов, не спорю, есть своя романтика. Впрочем, для большинства обывателей — это всего лишь утилизированная груда металла, которой место на свалке, но вовсе не на дне чистейшего озера.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter