Кризис и управляющие

О роли антикризисных менеджеров

Среди сфер, в которых готовится отмена государственного лицензирования, есть такая важная и деликатная, как антикризисное управление. Это вызывает большой интерес.


О роли антикризисных менеджеров «СБ» писала не раз. Значимость профессии в условиях мирового кризиса только повышается. В Беларуси, по данным Высшего Хозяйственного Суда, на начало марта в процедуре экономической несостоятельности находилось 1.416 субъектов хозяйствования. Среди «свежих» банкротов есть видные предприятия: «Дирекция по реконструкции площади Независимости», «Белпродрыба», минское кафе «Березка»... И все же сказать, что банкротство у нас становится массовым, нельзя. Цифра экономически несостоятельных структур мало отличается от статистики прошлых лет.


Но профессиональные экономисты указывают: кризисные явления приходят к нам с некоторым отставанием. Так же, как не сразу они распространяются и в соседней России. Где, по экспертным оценкам, волна банкротств может накрыть экономику во втором–третьем квартале этого года. По оценкам же Белорусского общественного объединения специалистов по антикризисному управлению и банкротству (БООСАУБ), рост «экономической несостоятельности» в нашей стране может начаться в третьем–четвертом квартале. Разумеется, эти предположения нельзя воспринимать как истину — слишком сложной стала экономическая матрица. Но повод задуматься есть.


Недавние исследования «СБ» вскрыли неприятные факты. К уголовной ответственности за время существования института банкротства привлечено 14 управляющих. Еще несколько находится в бегах. Антикризисное управление на отдельных предприятиях напоминало классические рейдерские инсценировки. Вспомним историю BST ltd., Бобруйского завода виноградных напитков, лихую распродажу домостроительного комбината в Фариново... Не повторятся ли подобные истории в скором будущем? Но уже в новом масштабе. И если вымывание средств предприятий–банкротов, распродажа их активов по заниженным ценам были возможны в условиях лицензирования антикризисного управления, то что будет после отмены лицензий? Кто защитит предприятия от экономических шулеров?


Я поделился своими соображениями с замдиректора департамента по санации и банкротству Минэкономики Александром Педько. Он заверил: отмена лицензий не означает, что государство перестанет контролировать профессионализм и моральный облик управляющих. «Во–первых, сохраняется процедура их государственной аттестации. Во–вторых, мы намерены повысить требования к подготовке специалистов. Возможно, кандидаты в управляющие будут проходить стажировку, работая помощником практикующего специалиста. И только затем им доверят в управление первое предприятие». Одновременно, считает А.Педько, должна возрасти роль общественной организации, которая объединяет управляющих: «Бывает, специалист формально не нарушает букву закона. Однако его действия вызывают справедливые претензии кредиторов или должника. Давать оценку этике работы управляющих должно профессиональное общественное объединение».


Логичное замечание. Но лично у меня вопросы морального порядка возникают к самой общественной организации. Не так давно было возбуждено уголовное дело в отношении члена совета БООСАУБ, представлявшего в организации Гомельскую область. Ему вменяется в вину крупная взятка, которая, по версии следствия, должна была положительно решить вопрос купли–продажи магазина одной из фирм–банкротов...


Смущают и некоторые объявления на интернет–сайте организации. Как вам такое предложение: «Вы хотите приобрести акции (долю) российского или белорусского предприятия, которое является вашим должником, по интересной для вас цене?!»


Как это понимать? Председатель БООСАУБ Сергей Борисов прокомментировал: «Речь идет о случаях, когда на базе имущества должника создается акционерное общество и часть его акций добровольно передается кредиторам в счет погашения долгов...»


Корректность такого объяснения пусть оценивают юристы. Любопытно, что после нашего разговора объявление с сайта исчезло. Но вопросы остались. Насколько вообще подобные «услуги» отвечают задачам общественной организации, обязанной заботиться о престиже профессии управляющих и их моральной чистоте? И будет ли наконец выстроена система разумного контроля за работой тех, в чьи руки передаются судьбы предприятий и трудовых коллективов?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter