Кривая шкала

Газовщики поступают весьма «оригинально»: к показаниям счетчика добавляют дополнительный объем...

Представьте себе ситуацию. Приходите вы в магазин или на рынок и, выбрав фрукты–овощи, кладете их на весы. Стрелка показывает точно 10 килограммов. Но продавец говорит: «Погрешность весов 5 процентов. Не верите — посмотрите на шкалу, там есть соответствующая надпись. Потому будьте добры, заплатите еще за лишних полкилограмма». Ситуация, конечно, абсурдная. И далекая от реальной жизни. Но... лишь на первый взгляд. Именно по такой схеме предприятия и организации покупают газ. Выкладывают деньги за «воздух». И счет идет на миллиарды рублей...


Газовщики поступают весьма «оригинально»: к показаниям счетчика добавляют дополнительный объем. Мотив: «Измерительный прибор имеет погрешность и может не учитывать все, что через него проходит». Словом, израсходовав одно количество топлива, потребители вынуждены платить за большее.


Директор Могилевского городского коммунального унитарного предприятия теплоэнергетики Михаил Кравцов показывает мне акты выполненных работ, предоставленные газовщиками.


— Смотрите, в январе нам приплюсовали свыше 23 тысяч кубометров газа, в феврале — почти 18 тысяч, в марте — чуть больше 5 тысяч. Мы заплатили лишь за фактически потребленное топливо. А «добавку» оплачивать отказались. Почему мы должны тратить более 30 миллионов рублей непонятно на что? Так и написали в документах...


Если бы Кравцов решил все–таки заплатить требуемые суммы, то потраченные деньги в итоге предприятию бы вернулись. Но... из кармана могилевчан, оплачивающих коммунальные расходы. Ведь чем больше израсходовано газа в котельных, тем выше стоимость гигакалории. Соответственно, растут суммы в жировках...


Несколько лет назад открытое акционерное общество «Могилевский текстиль» также отказалось платить за дополнительно насчитанные объемы газа. И стало рассчитываться по факту потребления.


— Ежемесячно, — объясняет генеральный директор ОАО Виктор Матиевич, — мы тратим на газ около 2 миллиардов рублей. Если бы платили еще за «погрешность», расходовали бы на 30 миллионов рублей в месяц больше. И пусть в нашем случае на себестоимости затраты сказались бы незначительно, но все равно пришлось бы отвлекать солидные суммы. А ведь их можно потратить на выплату зарплаты, обновление оборудования.


Чтобы разобраться в ситуации, вместе с начальником отдела обращений граждан и организационной работы КГК Могилевской области Олегом Коробаном отправились к директору могилевского управления газового хозяйства РУП «Могилевоблгаз» Александру Даниленко.


Александр Иванович достал кипу ведомственных инструкций и без тени сомнения заявил:


— Да, потребители рассчитываются именно так. Компенсируют потери газа.


Исходя из такой логики, получается, что нет ни одной котельной, где бы прибор учета не пропускал газ.


— Но такого в принципе не может быть — иначе все они давно взлетели бы на воздух. Но не взрываются же, — здраво рассуждает Коробан. — Значит, мифическая утечка — объяснение для простаков? Да и погрешность компенсируется установленным в прибор учета специальным корректором. Поэтому сколько показал счетчик, столько реально и израсходовано. Допускаю, что потери в газораспределительных сетях могут быть. Во время ремонта, например. Но это уже проблемы газовщиков. Почему за них должны расплачиваться потребители?


Директор могилевского Центра стандартизации, метрологии и сертификации Степан Денисенко солидарен с Коробаном.


— Оплату надо производить по действительным показаниям, — категоричен он. — И мы так считаем, и Госстандарт придерживается аналогичного мнения. Есть даже соответствующие письма. Другое дело, далеко не все плательщики вникают, за что же реально отдают деньги. За последние годы к нам с просьбой разобраться в методологии расчетов обратились лишь два предприятия — «Могилевский текстиль» и теплоэнергетики. Остальные безропотно платят по счетам.


В том, что это действительно так, убедился во время своей недавней командировки. Зашел в районный жилкомхоз и между делом попросил показать акты выполненных работ, предоставленные газовщиками. Рядом с графой «потреблено» было написано (даже без всякого процента погрешности) «потери в сетях». Затем следовал общий расход газа.


— А что это такое, знаете? — поинтересовался у директора.


Тот, подумав, просветлел лицом: «Спасибо, вы же мне миллионы рублей, считай, вернули».


Ладно, подсказал одной организации. Но тех, кто реально мог бы платить по счетам меньше, сотни, а то и тысячи. Сокращение их расходов в общей сложности на десятки, а может, и сотни миллиардов рублей — это не только возможность сэкономить деньги и пустить их на собственное развитие. Еще — в интересах всех и каждого — хоть и ненамного, но снизить стоимость товаров и услуг. А копейка, как известно, рубль бережет...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter