Крестьянку «мыло» насмешило...

Город и деревня глазами друг друга
Город и деревня глазами друг друга

Товарищ недавно рассказал, как сразу после поступления в университет его с сокурсниками отправили в подшефный колхоз на картошку. Работали без дураков, до седьмого пота. А кратковременные перерывы каждый использовал по–своему: кто перекуривал, кто перекусывал, но большинство просто усаживались на ведра и травили байки из жизни или анекдоты. И только один студент неизменно отходил в сторонку, чтобы предаться любимому увлечению — игре на губной гармошке. Однажды, когда он в очередной раз стал «выдувать» какую–то особенно задушевную композицию, оказавшаяся рядом пожилая крестьянка вдруг застыла как вкопанная. Студенты хотели уж было записать бабулю в утонченные музыкальные гурманы, как внезапно она тихо произнесла: «Господи, как же я напугалась. Последний раз я такую гармошку слышала в 44–м году...»

Сегодня, как известно, в городах, которые занимают чуть больше 1 процента площади земной суши, живет больше половины всего населения планеты. В нашей стране это соотношение, конечно, не столь ошеломительное. Есть и характерная особенность: многие нынешние столичные «штучки» — родом из провинции, которая их вскормила и воспитала. И все же за годы жизни в городе многие настолько отрываются от корней своей малой родины, что иногда в деревне теряют чувство реальности. Мой двоюродный брат приехал из Минска навестить бабушку в деревню возле Полоцка. Как–то старушка пожаловалась, что за последний месяц написала старшему сыну в Россию несколько писем и до сих пор от него — ни ответа ни привета. И тут великовозрастный внучок посоветовал: «Бабуля, а ты ему черкани пару строк на «мыло» — мол, почему молчишь...» На минуту в хате повисла пауза. А потом бабушка задала вопрос, который серьезно встряхнул и отрезвил «дитя каменных джунглей»: «Так ты, Санек, думаешь, что посылка с мылом дойдет по почте лучше, чем письмо?»

Вообще, стилистика взаимоотношений города и деревни всегда была достаточно своеобразной. Одной из ее «моделей в действии» можно назвать такую специфическую сферу, как сельский туризм — организацию отдыха суматошных горожан в пасторальном интерьере деревенской усадьбы. В этом контексте интересна точка зрения руководителя объединения «Агро– и экотуризм» Валерии Клицуновой:

— Приехали в одну из наших усадеб туристы и долго наблюдали за выпасом деревенских коров, которых хозяева рано утром выводили из сараев и сразу за воротами подворья отпускали на свободу. А животные самостоятельно шли на пастбище. Наконец туристы не выдержали и подошли к принимавшей их хозяйке: «Скажите, а как вы дрессируете своих коров?» Представляете, горожане всерьез подумали, что крестьяне как–то специально воспитывают скот. Хотя для любого живущего в селе подобное поведение животных естественно и обычно. Впрочем, такие казусы объяснимы и относятся скорее к разряду юмористических. А вот несколько более серьезных наблюдений. Большинство городских туристов поначалу едет в деревню с некоторой опаской — мол, что это за новый вид отдыха? Ведь у многих наших горожан есть родственники в деревнях или собственные дачи, и они задумываются: стоит ли платить деньги просто за возможность пожить в сельском домике? Но поездки на малую родину, как правило, связаны с необходимостью помочь по хозяйству (уборка картошки, сенокос и т.д.) — тут уж не до любования природными красотами. Зато после посещения усадеб, занимающихся сельским туризмом, люди признаются, что никто из них не ожидал столь душевного к себе отношения. С другой стороны, и для хозяина усадьбы приехавшие к нему горожане не столько денежные клиенты, сколько личные гости. За три года существования нашей ассоциации мы не раз наблюдали феноменальную трансформацию: человек приезжает в деревню туристом, а уезжает другом. И процесс сближения горожанина с сельчанином взаимно полезен. Жителю многоэтажки он позволяет не только активно отдохнуть на свежем воздухе, но и очиститься от шелухи привычного урбанистического цинизма. А крестьянина занятие тем же агротуризмом и необходимость создания интересного маршрута подвигают к исследованию собственных корней, уклада жизни предков. Мне, кстати, очень нравится тенденция последнего времени: деревенские люди стали отправлять своих детей на обучение в город не для того, чтобы те нашли лучшую долю. Наоборот, они хотят, чтобы их чада освоили востребованные на селе специальности (в том числе и агротуризм), а потом вернулись трудиться домой.

Наша страна уникальна тем, что ее глубинка сохранила дух общинности, которого нет, допустим, в Европе, живущей по принципу «мой дом — моя крепость». И этот дух нужно беречь как святыню. Обустраивать быт в провинции XXI века, безусловно, необходимо. Но только не стоит доводить до абсурда известную идею «смычки города с деревней»...

А ведь примеры такие действительно есть. Скажем, в одном российском селе во время кампании по ликвидации неперспективных деревень выросла девятиэтажка, куда переселили всех жителей. А со временем вокруг этого «небоскреба» раскинулись коттеджи городских бизнесменов с ухоженными приусадебными участками. В итоге крестьяне убивают время на лавочках у подъездов, а городские «олигархи» вырываются из офисов на природу, чтобы с удовольствием поковыряться в грядках.

Вообще же, как провозглашается в рекламном ролике, мы, сегодняшние горожане и сельчане, «такие разные, но все–таки мы вместе». И наши взаимоотношения приятно далеки от пошлой склочности в духе «кто кому больше должен» или «кто кого образованнее». А это значит, что хотя за своим маленьким человеческим счастьем мы карабкаемся параллельными курсами, но обязательно пересечемся на вершине...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter