Кредит недоверия

Вышел ли наш сосед Евросоюз из кризиса?..

Вышел ли наш сосед Евросоюз из кризиса? Если судить по новостям из Германии, то, наверное, да. Эксперты иначе как впечатляющими темпы экономического роста ФРГ и не называют. ВВП этой страны в этом году прибавил 3,9 процента по сравнению с аналогичным периодом 2009–го. Проблема в том, что «прицепные вагоны» тормозят, в итоге стоит весь состав. В Евросоюзе начинается тихое брожение: провален бюджет организации на следующий год, начались разговоры о новой череде банкротств среди «бедных родственников» в ЕС, снова проблемы у евро...


Италия с начала года прибавила всего процент, показатели Испании на нуле, тревожная ситуация во Франции — вторая по величине экономика еврозоны не в состоянии исполнять свою обычную роль «запасного паровоза». Хуже всего дела обстоят в Ирландии, которая вслед за Грецией вплотную подошла к пропасти дефолта.


«Крайне легкомысленно было верить, что слабость экономик таких небольших стран, как, например, Греция или Португалия, можно компенсировать в рамках всего ЕС, — пишет немецкая деловая газета Frankfurter Allgemeine. — Финансовая взаимозависимость европейских стран сегодня настолько велика, что какая–нибудь страна с 10–миллионным населением, которая вносит лишь 3 процента в общеевропейский ВВП, вполне способна подорвать стабильность всего европейского валютного союза». То, что раньше выглядело как достоинство ЕС, сегодня обернулось его слабостью.


И что же в этой ситуации делать? Уже раздаются призывы повернуть вспять процесс интеграции таких непохожих друг на друга государств. До последнего времени членство в Евросоюзе было гарантией того, что уровень благосостояния населения страны повысится. Во время кризиса бедные стали еще беднее, а богатые — еще богаче. Резко обозначились различия в уровне развития отдельных участников еврозоны. В связи с этим даже рассматривается вариант исключения из валютного союза отстающих (вслух их, конечно, предлагается исключать не за отставание, а за бюджетную недисциплинированность, но суть от этого не меняется). А в Германии кое–кто вообще предлагает упразднить валютный союз и вернуть дойчемарку — с ней проблем будет меньше, чем с евро.


Я слабо себе представляю, как правящий сегодня политический класс в Европе откажется от «проекта своей жизни», однако то, что такие разговоры ведутся, — неприятный симптом для евроинтеграции. Откат назад чреват огромными экономическими и, главное, политическими последствиями. «В этой ситуации, нравится нам это или нет, не остается ничего иного, как двигаться вперед», — замечает Frankfurter Allgemeine, которую иногда называют выразителем интересов правящей верхушки в Германии.


Увеличение бюджета Евросоюза на следующий год выглядело именно таким шагом вперед. Если сейчас сравнивать казну Евросоюза с бюджетами отдельных его членов, то сравнение, разумеется, будет в пользу последних. Поэтому, наверное, Еврокомиссия предложила увеличить бюджет ЕС на 6,2 процента. Группа стран во главе с Великобританией сочла это «неэтичным» в период, когда страны ЕС вынуждены у себя дома сокращать бюджетные расходы. Подобного поражения руководство европейского содружества не видело с 1988 года.


«Вызывает сожаление тот факт, что незначительное число государств — членов ЕС торпедировали принятие бюджета на будущий год», — заявил в Брюсселе председатель Европарламента Ежи Бузек. По его словам, подобное упрямство подрывает доверие граждан и веру в способность структур ЕС принимать разумные решения.


Во время обострения кризиса, когда сигнал SOS подала Греция, Евросоюз вполне разумно создал 750–миллиардный фонд для поддержки тонущих экономик. Сейчас в аналогичной ситуации оказалась Ирландия. Нестабильность на Зеленом острове уже спровоцировала падение обменного курса евро относительно доллара США. Поэтому Брюссель и Берлин пытаются надавить на Дублин, чтобы он принял помощь. В Ирландии же, памятуя об опыте Греции, опасаются, что заем будет означен жесткими условиями. Раньше члены ЕС испытывали дискомфорт от того, что свою волю им будут навязывать Брюссель и некие наднациональные органы (помните, как Ирландия провалила референдум по Лиссабонскому договору?). Сегодня все чаще государства поменьше и победнее сталкиваются с тем, что им диктуют решения европейские тяжеловесы. Возможно, у них на это и есть объективные основания, но доверия внутри Евросоюза от этого больше не становится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter