Красутская: нам посчастливилось быть свидетелями этого исторического периода и работать с таким Президентом

С политическим обозревателем Агентства теленовостей Белтелерадиокомпании Илоной Красутской всегда интересно: у нее в запасе огромное количество историй. О рабочих буднях журналиста президентского пула и служебных командировках. О людях, с которыми она общалась по долгу службы в тех или иных обстоятельствах. О прямых включениях и эфирах. О Беларуси и ее гостях. Мы встретились с Илоной в очень важный для всех белорусов праздник — День народного единства. Как и полагается настоящему профи, провела она его на работе.


— Илона, когда я спросила, что у тебя нового, ты ответила: «Стабильность в работе». Хотя, казалось бы, должно быть наоборот, ведь график ­Президента часто непредсказуем...

— На самом деле в работе журналиста президентского пула без стабильности никуда. В республиканских СМИ есть так называемые два первых номера. Это люди, которым доверено освещать деятельность Главы государства в первую очередь. Они ездят на мероприятия во Дворец Независимости, в командировки с ­Президентом, напрямую общаются с Александром ­Лукашенко во время пресс‑подходов. На «Беларусь 1» те самые «два первых номера» — это я и моя коллега Наталья Бреус. Почему так? Такой формат работы — решение самого ­Президента. 
И это понятно: Глава государства хочет видеть рядом с собой людей, которых он давно знает, которым может доверять и которые, будем говорить откровенно, его чувствуют. И как раз в этом заключается стабильность в работе: для меня задача номер один — съемки с участием ­Президента. 
Не буду скрывать, работа нервная. Но с опытом начинаешь ко всему относиться философски. Скажем, уже не так остро воспринимаю дедлайны. Бывает, мероприятие длится более трех‑четырех часов. Допустим, совещание закончилось в 14:00. Дальше копируются флешки с материалами. Пока еду из Дворца Независимости на Макаенка, 9, работаю над текстом. Вот здесь и ответ на частый вопрос, почему попасть в пул может далеко не каждый. Некоторые от 12 флешек просто теряют сознание! Тем более когда буквально за час‑полтора нужно написать полноценный текст, требуется максимальная мобилизация сил. Нужно показать зрителю главное, уложившись в 20 минут. А монтируются эти самые 20 минут три часа, иногда даже больше. Но коллеги не дают стрессовать. Как любит повторять наш видеоинженер Николай Юзефович: «Ой, ну конечно, мы все успеем».

— Уже более десяти лет ты свидетель того, как живет и работает ­Президент Беларуси. Какие мифы и стереотипы тебе приходится развеивать чаще всего, наблюдая за Главой государства фактически день за днем?

— Мне бы очень хотелось, чтобы люди чаще вспоминали, что у нас новая Конституция, после вступления в силу которой произошло перераспределение полномочий. И уже не все завязано на Главе государства. Да, конечно, разгрузить ­Президента полностью не получилось. Плюс мы все знаем характер Александра Григорьевича. Постоянные командировки, общение с людьми, огромное количество документов — все это резко не отменишь. Зрители часто сами могут слышать фразу про «ночью изучал документы». И это чистая правда! Такую нагрузку обычному человеку даже представить невозможно. Но несмотря на ответственность и статус, ­Президент тоже человек. Он может сердиться, его могут расстраивать многие вещи, и я сейчас не только про невыполнение ответственными лицами его поручений. Безусловно, мы, журналисты, всегда хотели бы видеть своего ­Президента в отличном настроении. А его настроение сразу считывается.  
Александр Григорьевич может сделать комплимент или топово пошутить — это его безусловный талант. Все мы знаем: короткие нарезки видео с такими яркими заявлениями набирают миллионы просмотров.  
Вообще, журналистам пула посчастливилось быть свидетелями этого исторического периода и работать рядом с таким ­Президентом. Это шанс, который выпадает далеко не каждому. А мечтают об этом очень и очень многие.

— Ты считаешь, сколько стран и городов объездила вместе с Главой государства?

— У меня есть приложение, где я отмечаю все страны. Пока маловато, всего 26. Но, конечно, в некоторые возвращалась по два‑три раза, где‑то раз пять точно была. А если говорить о России, могу сбиться со счета, какие города и сколько раз посетила. Так что цифры эти условные. Но одно дело — отпуск и совсем другое — командировка. Бывает, ты ничего не видишь, кроме аэропорта, гостиницы, резиденции и комнаты переговоров. Программа визита, который рассчитан на один‑два дня, очень плотная. Плюс часовая разница. Все это может сказываться в том числе на самочувствии, а ведь нужно всегда хорошо выглядеть. Кроме того, на мне огромная ответственность — сделать достойный материал. Поэтому издержек у этой профессии хватает. Но есть и приятные бонусы. Теплый прием и общение с радушными и трудолюбивыми людьми компенсируют всю нагрузку. Еще для меня обязательный ритуал — поздний ужин в каком‑нибудь атмосферном месте. Хотя скажу откровенно: часто это и рум‑сервис, когда сил выйти в город уже не остается. Видите, так описываю, что работа в пре­зидентском пуле выглядит непосильным, тяжким трудом. Шучу, что смену «первым двум номерам» придется ждать еще долго.


— Неужели за десять лет в пуле у тебя и провалов‑то не было, всегда все идеально?

— Не знаю, насколько могу назвать это провалом, но буквально раза три мы не выходили в эфир по причине технических неполадок или человеческого фактора. Работает большая команда, и ты не можешь быть ответственным за все. Но когда тебе 20, ты крайне остро все воспринимаешь. Рассуждаешь так: ­Президент мог включить телевизор, ведущий прочитал подводку, и потом ему приходится говорить, что материал выйдет чуть позже... Тогда мне казалось, что мир рухнул. Но, как видите, все на своих местах, никаких санкций и увольнений не последовало. ­Президент — человек понимающий. Как он говорит, «если мы где‑то ошиблись, мы должны проанализировать и исправить все шероховатости и недочеты…». Вот и мы, если получили порцию критики на высшем уровне, большой командой Белтелерадиокомпании проделываем работу над ошибками. Очень много людей трудятся над тем, чтобы зрителю было с нами интересно.

— Ты много рассказываешь зрителям в том числе о международном сотрудничестве Беларуси. Недавно, например, вышло интервью с послом Бразилии в нашей стране…

— С господином послом мы обсудили двустороннее политическое, экономическое и гуманитарное сотрудничество, но я хотела бы сделать акцент на другом. На том, что меня приятно удивило и воодушевило во время этой беседы. Несмотря на санкции, политические игры в отношении Беларуси и все это давление, Бразилия не просто на нашей стороне. Мы в одной команде, мы настоящие партнеры. Бразилия готова отстаивать наши совместные интересы и делает это на международной арене очень активно. Это касается поставок калийных удобрений, самолетов Embraer и так далее.  
Сотрудничество без ультиматумов, основанное на уважении, учете национальных интересов, действительно в наше время дорогого стоит.
— Не так давно началась избирательная кампания по выборам депутатов всех уровней, которые состоятся 25 февраля 2024 года. Как политобозреватель поделись мнением, чего можно ожидать от противников действующей власти?

— Уверена, их максимум — это очередная порция каких‑нибудь нелепых фейков. Предсказуемо будут вбросы о здоровье ­Лукашенко и что «Путин уже не тот» и как это скажется на нашей стране. Наверняка еще что‑нибудь про ядерную кнопку. А Польша в преддверии своей политической кампании будет отвлекать абсурдными заявлениями о том, что мы якобы планируем на нее нападать. Но ко всем этим вбросам у наших людей уже иммунитет.  
Нет сомнений: эту кампанию мы проведем спокойно и на достойном уровне. Белорусам не нужны никакие потрясения. И власть сделает все, чтобы у людей не было беспокойства на этот счет.
— Сегодня часть тех, кто в 2020‑м пошел на поводу у зачинщиков беспорядков, предпринимают робкие попытки захода обратно. Совсем недавно ты делала сюжет на эту тему для «Панорамы». А по‑человечески как считаешь: есть смысл давать этим людям второй шанс? Или предавший раз предаст снова?

— Жить с постоянной оглядкой на 2020 год и рефлексией по поводу него неправильно. Те, кто предал, переметнулся на другую сторону, лично у меня уже не вызывают никаких эмоций. Ну ладно, только улыбку, когда краем глаза где‑то вижу выдержки из их интервью со словами «простите», «извините». С ними все понятно. Как говорит наш ­Президент, «каждый должен заниматься своими задачами и показывать результат на своем месте». Вот это приоритет для меня. И самый лучший антидот от всяких потрясений. Ну а в целом могу сказать, что проведена большая работа по реформированию законодательства. Сделаны шаги навстречу — работает комиссия по возвращению. Хотят вернуться (в случае если им дадут такой шанс) — пожалуйста.

leonovich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter