Красный диплом с нагрузкой

В союзном образовательном пространстве необходимо уточнить ориентиры...
И в России, и в Беларуси сетуют этим летом на дефицит абитуриентов: на платных отделениях в государственных белорусских вузах до 40% свободных мест, в частных — 60. На некоторые специальности недобор даже на бюджет.

В Белорусско–Российском университете недосчитались первокурсников на инженерно–экономическом и машиностроительном факультетах: спрос упал со стороны как российских абитуриентов, так и белорусских. В Белорусском национальном техническом университете остались вакантными 86 бюджетных мест, в педуниверситете — 136. В основном на специальности физико–математического профиля. В минских филиалах российских вузов — МЭСИ и РГСУ — снижения потока абитуриентов не ощутили. Но в этом году столкнулись с неожиданной и весьма неприятной проблемой: российские филиалы на территории стран СНГ, в том числе в Беларуси, не могут обучать студентов за счет средств федерального бюджета. Министерство образования и науки России посчитало это нецелевым использованием средств.

— Странная ситуация, — недоумевает директор филиала Российского государственного социального университета в Минске Сергей Полетаев. — Получается, что белорус может, приехав в Россию, учиться в головном вузе на бюджете, а в филиале, который специально создан за счет бюджета Союзного государства, чтобы готовить кадры для социально–трудовой системы Беларуси, — нет. Тогда какой интерес Беларуси в наших образовательных услугах? Сама идея рушится по малопонятным причинам. «Социальная работа» в основном развивалась за счет бюджетного источника финансирования, сначала союзного, потом федерального, а не коммерческого обучения. К этому не были готовы и наши абитуриенты, которые планировали обучаться на бесплатной основе.

В то же время ежегодно российская сторона предлагает межведомственные квоты для поступления белорусов, по которым они могут учиться в вузах России за счет российского бюджета (в этом году, например, для них было выделено 57 государственных стипендий). Единственное требование — высокий средний балл аттестата о среднем образования — не ниже восьми по десятибалльной шкале.

— Но этот проект не очень популярен, — заметил министр образования Беларуси Сергей Маскевич на недавней встрече с российскими журналистами. — Потому что при наличии равных прав выпускники могут поступать самостоятельно куда пожелают, а не только туда, где места предлагаются министерством. К тому же квотный проект накладывает некоторые обязательства. Да и жизнь в российских городах — дорогое удовольствие: учиться рядом с домом даже на платной основе порой дешевле, чем в Москве за счет федерального бюджета и со стипендией.

За последнее время, обратил внимание директор филиала РГСУ Сергей Полетаев, из документов Союзного государства ушли, к сожалению, такие темы, как совместные образовательные учебные заведения. Начали говорить о кооперации, сотрудничестве, поддержке инициатив, проектов учреждений образования двух стран. От масштабных планов в образовании перешли к более приземленным. О единых учебниках и образовательных стандартах также речи уже не идет. Хотя Сергей Маскевич отмечает, что к этому вопросу на совместных коллегиях подходили не единожды, пытаясь сформировать научную группу по выработке единых стандартов в рамках Союзного государства, а затем — ЕврАзЭС. Но за последние годы эти стандарты разошлись очень существенно, и тут только косметическими изменениями не обойтись.

— К нам хотела перевестись из частного белорусского вуза группа четверокурсников. Но, сопоставив учебные планы — названия учебных дисциплин, количество часов, — мы могли их взять только на 2–й курс, — приводит пример Сергей Полетаев. — Не потому, что они хуже подготовлены. Просто нужно было досдавать половину предметов. И не только «Историю России». Например, «Концепцию современного естествознания» в белорусских вузах вообще не читают. Если у нас в учебном плане «Экономика» или «Анатомия, физиология человека», а в зачетках у студентов — «Основы экономики», «Основы физиологии» — перезачесть эти дисциплины тоже не можем.

Хотя в целом структура подготовки студентов в России и Беларуси аналогична. В вузах введена модульно–рейтинговая система оценки знаний, зачетные или кредитные единицы, учебные планы содержат как обязательный компонент предметов, так и дисциплины по выбору студентов. Но российские вузы уже три года перестраивают учебный процесс в контексте Болонского процесса. Беларусь тоже движется в этом направлении, но своим путем. Только в прошлом году подписали дополнение к Соглашению о взаимном признании дипломов, и российский бакалавр, и белорусский специалист с обучением 4–4,5 года стали взаимно признаваться. А до этого статус бакалавра в Беларуси вызывал вопросы...

— Проблемы преодолимые, — замечает Сергей Полетаев. — Мы предлагали создавать рабочие группы, в которых принимали бы участие не только представители Союзного государства, российского и белорусского Министерств образования, но и вузы. В идеале должно на системной основе работать объединение вузов Беларуси и России по выработке профессиональных стандартов. Это более современный подход, считает и министр Сергей Маскевич. Технологии, методы и структура обучения могут быть разные. А вот требования к выпускникам — единые. В этом направлении, говорит Сергей Маскевич, надо обмениваться опытом, формировать единые профессиональные стандарты, систему оценивания квалификации специалистов...


Советская Белоруссия №156 (24293). Четверг, 22 августа 2013 года.

Мария Волкова
marie.by@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter