Красивые шопы

«Шоп–туры из Москвы в Минск: успей купить все по очень низким ценам!» — такие объявления недавно появились на столбах, остановках и у подъездов в Москве и пригороде...

«Шоп–туры из Москвы в Минск: успей купить все по очень низким ценам!» — такие объявления недавно появились на столбах, остановках и у подъездов в Москве и пригороде. Организаторы «массовых закупок» предлагают заплатить за место в автобусе чуть меньше 100 долларов, отправиться в Минск на выходные, посетить крупные магазины, фабрики, склады и вернуться домой с коробками обуви и стопками трикотажа.


Звоню по объявлению. «Мы рекламу дали совсем недавно, поэтому первый рейс будет только когда соберутся люди», — на том конце провода меня просят еще пару дней подождать. Говорят, желающих отправиться на такую экскурсию уже немало. На носу новый учебный год, а в Минске товары для школьников продаются, по российским меркам, считай, за копейки. Деловые и спортивные костюмы, детская обувь, белье — берут по нескольку комплектов и даже без примерки.


Но что будет, если наши товары начнут скупать прямо на фабриках? Разбогатеют ли наши производители за счет российских клиентов? Руководитель управления маркетинга и реализации продукции ОАО «Алеся» Светлана Калоша очень сомневается: покупатели рассчитываются в белорусских рублях, так что говорить о какой–то особой выгоде для предприятия не приходится.


— Иногда организовать тур на фабрику просят россияне, массово отдыхающие сейчас в наших санаториях, где мы предлагаем свою продукцию. Приезжают на «бусиках» по восемь–десять человек, приобретают наш трикотаж. Мы не против продавать. Но все равно больше ориентируемся на экспорт — важно заработать валюту, чтобы потом купить импортное сырье.


Министерство экономики признает, что в стране развивается теневой экспорт потребительских товаров. Ведь, по сути, после снятия таможенных пунктов между Беларусью и Россией никто не контролирует, сколько товаров вывозится для личного пользования. Пусть у тебя в чемоданах хоть 40 костюмов — даже не проверят. Но эксперты считают: чем больше вывезут «народными тропами», тем меньше будут официальные поставки продукции за пределы страны. То есть валютная выручка может сократиться. Значит ли это, что одежду и обувь российским «челнокам» отпускать дозированно? Директор ОАО «Славянка» Теймураз Бочоришвили считает: нет ничего плохого в том, что нашу продукцию покупают гости из России. Другое дело, если кто-то будет спекулировать в ущерб интересам предприятий и страны в целом.


— У нас с Россией много договоров на экспорт, например, одежды для школьников. Она идет в разные регионы соседней страны. И такие сделки приносят доход, а бизнес разного рода коробейников производственникам не на руку. Так что нужно искать компромисс — кому и сколько продавать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter