Ребятня купается от души, «да дрыжыку на скуры» и пока родители и бабушки не загонят домой. Часто аргументом в ограничении этого занятия звучит фраза: «А то Вадзянiк да сябе зацягне».
Согласно нашим поверьям не бывает т.н. бесхозных водоемов. У каждого есть свой хозяин — «Вадзянiк». И эти необычные мифические существа, можно сказать, «систематизированы».Так, «Вiрнiк» обитает в озерах и реках с водоворотами — «вiрамi» и быстрым течением, «Цiхоня» живет в спокойных прудах со стоячей водой.
Еще и сейчас рассказывают легенды про «Азярнiц», что живут в лесном Черном озере на Мядельщине. В отличие от русалок, у которых кожа якобы совсем прозрачная и просто светится, у «Азярнiц» она очень темная, вместо ступней у них плавники, а на головах длинные зеленые волосы. От прикосновения к ним можно просто обжечься холодом. «Азярнiцы» одеты в платья, сплетенные из водорослей. Выйдя на берег, они разговаривают между собой на каком‑то необычном, похожем на птичий, непонятном человеку языке.
Осторожными согласно нашим поверьям нужно быть даже у самых небольших болот, ведь они тоже не бывают без хозяев. И живет в них «Балотнiк» — огромный толстяк, покрытый тиной. Это существо якобы может кричать на разные голоса: то крякать, как утка, то подражать тетереву, то птице «бугаю» — так называют у нас болотную выпь. Особенно радуется «Балотнiк» весне и лету, когда места его обитания покрываются довольно красивой растительностью. Болотные цветы и травы как бы способствуют уменьшению бдительности человека и животных, и, забыв про опасность, жертва сама может быстро оказаться в трясине.
А еще говорят, что все эти «нячысцiкi» не боятся грозы: якобы стрелы Перуна теряют свою силу, попадая на поверхность болота. Очень злится «Балотнiк», когда наступает жаркое и засушливое лето, — тогда его владения значительно уменьшаются в размерах, здорово подсыхают и становятся менее опасными для людей и лесной живности.