Коррупция: вершки и корешки

О борьбе с коррупцией...
Ежегодные победные реляции, будто у нас по всем фронтам идет наступательная борьба с коррупцией, расходятся с реальным положением дел. Достаточно копнуть поглубже. Например, копнули в деревообрабатывающей промышленности — пришлось возбуждать уголовные дела в отношении целого ряда директоров предприятий. Деньги, выделенные на модернизацию отрасли, просто растворились неизвестно где, программа ее перевода на современные рельсы оказалась провалена. Сейчас копнули в жилищном строительстве — та же картина: собранные средства дольщиков куда–то испарились, дома не построены. Модернизация домостроительных комбинатов тоже, по большому счету, сорвана, хотя казна похудела на миллиарды рублей. В сельском хозяйстве, признал в понедельник министр внутренних дел И.Шуневич, процветают приписки и хищения по принципу «чем руковожу — то имею»...

Где немалая часть государственных денег? Оглянитесь, они находятся вокруг нас. Только не в виде обновленных заводов и процветающих агрокомплексов. Трехэтажные коттеджи, дорогие автомобили, шикарные баньки в водоохранных зонах — лишь наглядная часть коррупционного достатка многих и многих, в т.ч. и руководителей. А еще есть выписанные незаслуженные премии, путевки в увлекательные морские круизы, анонимные счета в иностранных банках и прочие незаслуженные радости жизни.

Понятно, что на этом фоне вялая активность тех, кто обязан бить по рукам мздоимцам и казнокрадам, вызвала возмущение Президента, который неделю назад подверг жесткой критике «выжидательную позицию» в борьбе с должностными и экономическими преступлениями.

Теперь стоит ожидать, что «правоохранительные и правоприменительные структуры» разовьют бурную деятельность. Только если она будет протекать, как всегда, — лишь методом тотального выявления и массированного усаживания взяточников на скамью подсудимых, коррупцию это не искоренит. Собственно, работа такого рода у нас идет последовательно, в конвейерном темпе: ритмично, как смена дня и ночи, происходят аресты то одного, то другого «громкого имени». Почти привычными стали сообщения, что пойман за руку очередной взяточник. Это можно сравнить с утомительной прополкой грядок — безжалостно вырываются самые нахальные сорняки, но им на смену неизменно прорастают новые. Корневая система–то цела. Можно сколько угодно бороться с печальными последствиями коррупции, создавая временную благодать на этом поле, но ситуация не изменится до тех пор, пока не будут выкорчеваны причины и условия, при которых должностные преступления становятся возможными и соблазнительными.

Конечно, хорошо бы сразу пойти по светлому, но пока несбыточному пути, предложенному восточным религиозным деятелем — далай–ламой. Он считает, что победить коррупцию сможет лишь самодисциплина, опирающаяся на твердые нравственные и этические принципы. Проще говоря, брать взятки должно быть не только невыгодно или опасно, но и стыдно. Идея прекрасная, но пока не очень реальная в наших условиях: менталитет людей, не считающих зазорным отщипнуть от государственных денежных потоков, враз не поменяешь. Поэтому, на мой взгляд, пример Гонконга нам ближе. Там до конца не искоренили (многие криминологи полагают, что это в принципе невозможно), зато минимизировали коррупцию и ее влияние на экономику.

Контрольно–правовые меры были немилосердны. Например, в Гонконге законодательно ввели презумпцию виновности: для возбуждения уголовного дела было достаточно того факта, что какой–либо чиновник живет на широкую ногу. В случае, если обвиняемый не мог доказать легальности происхождения своих денег, его ожидал немалый тюремный срок. Начальников даже ограничили в некоторых гражданских правах — например, они не имели права открывать счета в иностранных банках и пользоваться некоторыми платежными системами. Однако сами по себе жесткие меры не имели смысла, поэтому пошли более здравым путем — чиновникам резко подняли зарплаты, обеспечили возможностью бесплатного отдыха, гарантировали ранний выход на вполне обеспеченную пенсию. У многих из них просто отпала необходимость искать теневые доходы. Такое сочетание кнута и пряника дало свои плоды — спустя три десятка лет выполнения этой программы Гонконг стал считаться одним из наименее коррумпированных мест на планете.

Надежду на то, что мы тоже не ограничимся лишь борьбой с вершками, основательно взявшись за корешки, вселяют слова министра внутренних дел И.Шуневича об инициативах, предложенных МВД. Они касаются не только карательных мер, но также исключения условий, способствующих коррупции или маскирующих ее. К примеру, предложения по повышению прозрачности процедур госзакупок и усовершенствованию порядка декларирования доходов и имущества.

Конечно, в одиночку милиция не справится с этой глубокой и многоплановой работой. Тут требуется заинтересованное участие не только всей правоохранительной системы, но и каждого белоруса. Хотя бы в плане нравственной самодисциплины. Трудно, конечно, это, но надо...

Советская Белоруссия №145 (24282). Среда, 7 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter