Кормянский котел

Две артезианские скважины, расположенные неподалеку от городского поселка Корма, неожиданно принялись подавать на поверхность... горячую воду...

Две артезианские скважины, расположенные неподалеку от городского поселка Корма, неожиданно принялись подавать на поверхность... горячую воду. Коммунальники в шоке. Ученые пока не выдвигают жизнеспособных версий происходящего. Скважины остановлены до выяснения обстоятельств.


Геотермальные воды такой температуры (если это действительно они) для Беларуси — явление, мягко говоря, нетипичное. В Корме пытаются разобраться, что получили «в подарок» — бесплатный источник энергии или повод для серьезного беспокойства...


Хронологию событий, как теперь выясняется, следует вести с 2000 года. Тогда в нескольких километрах от Кормы пробурили и попытались ввести в строй очередную артезианскую скважину. Из нее сразу пошла горячая вода, погубив несколько насосов. Скважину от греха подальше закрыли. За 10 лет о странном явлении начали забывать. Вспомнили в этом году — 11 января, когда замолчал электронасос на скважине № 6 глубиной 107 метров Семеновского водозабора. Достали насос, отправили в обслуживающую организацию. Вскоре оттуда позвонили: «Вы что, его в кипятке варили?!»


«Шестерку» оставили остывать. Благо для водоснабжения райцентра хватает оставшихся источников. А 23 февраля — новое ЧП: остановился насос на соседней скважине № 8. Принялись прокачивать — пошла мутная горячая жидкость, растопившая полуметровый слой снега вокруг. По словам начальника водоканализационного хозяйства коммунального предприятия «Корма» Олега Помозкова, вода на поверхности доходила градусов до 60. Обжигала руки, когда набирали в бутылку для анализа.


При ближайшем рассмотрении выяснилось, что пластмассовая «крыльчатка» насоса просто сварилась. Вообще, оплавленные детали двух насосов сегодня единственные свидетели того, что произошло на 100–метровой глубине. Имеющиеся у местного ЖКХ средства позволяют измерить температуру максимум на глубине 10 метров. Какие процессы протекают ниже — до сих пор загадка.


...К моему приезду скважина № 8 ничем не выдавала своего кипучего характера. Разве что черные земляные проплешины вокруг зияют — в то время как окрестные поля покрыты снегом.


— Да сюда даже автокран подъехать не может, вязнет, — поделились наблюдениями коммунальники. — Земля за зиму так и не промерзла.


Вода постепенно остывает, сегодня температура у поверхности 10 градусов. Хотя и это много, обычно около 5.


Заместитель председателя Кормянского райисполкома Павел Павлов и сам горит желанием докопаться до истины. Но в прогнозах осторожен:


— Конечно, хотелось бы использовать эти скважины как бесплатный источник энергии. Но чтобы выяснить, насколько это возможно, необходимы разъяснения ученых — а что, собственно, происходит?..


Пока с официальными научными разъяснениями туго. Кто–то из теоретиков выдвинул версию о том, что воду нагрели сами насосы, качая ее слишком интенсивно. В Корме эту гипотезу восприняли с улыбкой: да будь насос хоть раскаленным докрасна — не смог бы вскипятить такую массу воды. Тем более что она до сих пор остыть не может.


Гипотезы гипотезами, но поселок надо снабжать водой. Ожидая при этом сюрпризов от оставшихся скважин. Проблема еще и в том, что перегретая вода дала небывалый рост по содержанию примесей. Настолько, что и водой называться может довольно условно. Заведующая лабораторией КЖУП «Корма» Людмила Тарасова первой проводила стандартный анализ:


— Резко повысилась мутность. Содержание железа увеличилось почти в 100 раз — при норме 0,3 миллиграмма на литр доходило до 26 миллиграммов...


Ученые пока не сообщают ничего конкретного. Сведений о тектонической активности в тех краях нет, так как не велись наблюдения. Я связался с заведующим отделом геотермии Белорусского научно–исследовательского геологоразведочного института, доктором геолого–минералогических наук Владимиром Зуем, который является едва ли не главным белорусским специалистом в этой области. Оказывается, год назад ему уже довелось разбираться с подобной аномалией в Пуховичском районе. Правда, масштабы были поменьше. Тогда, по словам одного из жителей деревни Затитова Слобода, неожиданно нагрелась вода в его колодце. При этом у соседей температура не менялась. Вода как нагрелась, так и остыла, оставив массу вопросов. Припомнили, что незадолго до этого был похожий колодец в Могилевской области. Теперь вот Корма... С выводами Владимир Зуй не торопится:


— Не исключено, что оживился глубинный разлом, из которого в верхние слои частично «выдавилась» нагретая вода. Но прежде чем более–менее уверенно говорить об этом, необходимо исключить другие варианты. Такие, например, как влияние техногенных факторов. Дать дополнительную информацию может и детальный анализ воды...


Вообще–то геотермальные воды даже для Беларуси — не такая уж новинка. Есть даже проекты по извлечению из нее энергии. Но температуры наших термальных вод более чем скромны — около 10 градусов. И глубины залегания этого ресурса — за полтора километра. А тут такое, да практически у поверхности. И ладно бы речь шла о так называемом Припятском прогибе, который давно интересует специалистов (кстати, там недавно тоже фиксировались странные скачки температуры). Но от Кормянского района ничего подобного не ожидали.


На вопрос, не опасно ли это, ученые в Гомеле и Минске отвечают неопределенными цитатами философов. Как бы то ни было, кормянский феномен нуждается в изучении. Предстоит выяснить механизм явления и его стабильность, объемы «рассола», возможности его использования. Планируется, что на следующей неделе в Корму приедут специалисты Белорусского научно–исследовательского геологоразведочного института.

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter