Контрольный замер

Одна из самых интересных для минчан новостей: "Минсктранс" планирует увеличить число контролеров. Сегодня их более 100. К концу года станет свыше 200...

Одна из самых интересных для минчан новостей: "Минсктранс" планирует увеличить число контролеров. Сегодня их более 100. К концу года станет свыше 200. Прогноз простой: "зайцам" придется совсем туго. Что ж, зато законопослушным пассажирам общественного транспорта опасаться нечего. С этим, впрочем, не согласен один из авторов полемической рубрики. В контролерских рейдах и навязчивом, по его мнению, кондукторском сервисе он видит явные перегибы. "С какой это стати с утра пораньше я должен чувствовать себя под колпаком? Почему пассажирам так не доверяют, в каждом видят халявщика?" - спрашивает оппонента противник чересчур рьяного обилечивания. Обоюдная пикировка в итоге приводит спорщиков к актуальным обобщениям. Нужны ли всевозможные контролеры да ревизоры в таком количестве? Неужели советский лозунг "Совесть - лучший контролер" окончательно превратился в анахронизм? Предлагаем поразмыслить над этими вопросами и вам, уважаемые читатели. Возможно, в ваших письмах и откликах на сайте "СБ" отыщется некий компромиссный вариант?


Против


Под подозрением


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, уставший отчитываться:


- Зашел сегодня в троллейбус и опять убедился, что мудрая поговорка "доверяй, но проверяй" доведена до абсурда. При этом совет доверять человеку стал декларацией, а рекомендация проверять - руководством к энергичному действию. Безбилетный проезд - правонарушение, но, согласись, мелкое. По хитрости ли своей, по забывчивости ли, пассажир объегоривает государство всего-то на 700 рублей. Допустим, таких "зайцев" в столичном масштабе несколько тысяч. Но ведь честных и хронически "обилеченных", причем по собственному желанию, - явное большинство! Неужели не обойтись без армии контролеров-ревизоров, кондукторов и примкнувших к ним на конечных остановках водителей, просеивающей через сито проверок и старого и малого? Представь, Роман, что, к примеру, желая искоренить уличное пьянство, патрульные наряды начнут останавливать всякого встречного и вежливо так требовать: "Дыхните!" Да не будет милиция такой ерундой заниматься! Почему же как должное воспринимается бойкий "чёс" кондукторов по салонам троллейбусов? Лично меня уже стало напрягать постоянное и назойливое: "Платим за проезд, что там у вас? Проездной? Показываем!" Кондукторы вежливы, предупредительны, многие верят тебе на слово, но некоторые из них, замечаю, уже вошли во вкус, решают, кого наказывать, кого миловать, наслаждаются не такой уж маленькой властью. Так что мне больше по душе прежняя система "обилечивания". Пока "Минсктранс" не перенял т.н. гомельский опыт кондукторизации, проездной билет или талончик я покупал в киоске. Если не получалось - приобретал у водителя. Знал, что есть контроль, штраф, но видел людей в жилетах с бэйджами пару раз в месяц. Моя совесть была для меня лучшим контролером. Совесть никуда не подевалась и поныне, но почему-то кто-то считает необходимым ежедневно мне напоминать: "Не забываем оплачивать!" Вообще не понимаю, что это за профессия такая - кондуктор? Что-то среднее между продавцом и контролером? Кондукторы моего детства сидели на специальном возвышении возле двери и отрывали талончики. А сейчас, расталкивая пассажиров, курсируют по салону и, словно Станиславский, позволяют себе мне "не верить". Даже порой сочувствую и кондукторам, и контролерам. Слышал, недавно психологи начали с ними заниматься тренингами по общению с нашим братом-пассажиром. Что ж, не помешает! Тем паче сам наблюдал: в троллейбус врывается внушительная бригада ревизоров и начинает "строить" девушку-кондукторшу. Понимаю, что есть свои внутриведомственные нюансы, конкуренция, соперничество, но это явный перебор. Вы уж, ребята, разберитесь сами между собой где-нибудь в тишине кабинета. Нам-то зачем вникать в конфликт проверяющих, друг другу не доверяющих? Даже контролер контролеру контролер...


Тебе, кстати, никого транспортные "надсмотрщики" не напоминают? Лично мне - вахтеров общежитий. Декорации разные, а функции схожие. Надзирать, не пускать, проверять. Такой же своеобразный синдром вахтера нередко наблюдаю в магазинах - видел ты, наверное, этих суровых дам: кассир выбивает тебе чек, контролерша у выхода "сканирует" взглядом твои корзинку с сумкой: не спер ли чего тот в очках? А до этого, еще в торговом зале, за тобой присматривает охранник. И чтобы уж совсем ты во время колбасно-хлебного шоппинга не замышлял чего, вот тебе табличка: "Внимание! Ведется скрытое видеонаблюдение!" Ну, по мне так лучше пусть беспристрастное око камеры, чем буравящий подозрительный взгляд иной "вахтерши".


Может, стоило бы и "Минсктрансу" подумать о закупке спецоборудования? Японка, которая давно живет в Минске, пожаловалась в одну столичную газету на излишне ретивых контролеров. Недоумевала и по поводу дедовских методов искоренения "зайцев". В Токио, например, при входе в автобусы стоят считывающие турникеты. Есть билет - поворачивай вертушку, нет - иди пешком. Фэйр-плей без криков и скандалов. Проверено и на москвичах. Вот так бы и в нашем "транспортном цехе". Пока же там продолжается игра в следователей и подозреваемых. И те, кто чувствует себя под колпаком, уже ропщут. Студенты, слышал, завели интернет-сайт, куда сообщают с мобильников о троллейбусах без кондукторов. Получил "заяц" sms от коллеги-халявщика и нашел лазейку в контролерских сетях!


Но то студенты... Наглое все-таки поколение растет. А помнящие о "лучшем контролере" вынуждены, испытывая странное чувство вины неизвестно за что, лезть по некольку раз на дню в карман за билетиком. И не хотелось бы, чтобы наши дети потом оказывались в роли запуганного мальчика из анекдота: "Тетя, пробейте талон". - "Держи". - "А пробейте еще один". - "Зачем?" - "А если первый потеряю?" - "А если и второй потеряешь?" - "На этот случай у меня есть проездной".


Недоверие самому себе - вот цена проверок.


За


Каска не нужна


Роман РУДЬ, без надежды на перемены:


- Контролеры не нужны. Так вслед за тобой мог бы сказать и я - в том случае, если законопослушание считалось бы у нас такой же естественной привычкой, как мытье рук перед едой или чистка зубов по утрам. Мог бы, но не скажу. Ты сам понимаешь, что правила и законы у нас не чтят, да и руки, если разобраться, не всегда моют. Зубы еще не у всех проверил.


Разного рода контролеры появляются у нас не потому, что государство думает, как бы побольнее обидеть рядового гражданина, а потому, что этот гражданин вечно размышляет, как бы ему ловчее обмануть государство. Уклониться от налогов, не заплатить за проезд, поволынить с уплатой штрафа, бесплатно прорваться на концерт, а то и незаметно вынести из магазина баночку горчицы.


Потом этот гражданин в компании друзей или сослуживцев гордо описывает свой подвиг. "Сунул контролеру старый талон, а она в давке не разобралась. Так и проехал, сэкономил 700 рублей!" Или "Проскочил мимо контроля и бесплатно посмотрел весь матч!" И глядит орлом: мол, вот я каков! Так вот, Андрей, если бы слушатели дружно выразили этому человеку свое "фу", я бы признал, что контролеры в стране не нужны. Если бы они презрительно отвернулись и перестали подавать ему руку, я бы с тобой согласился - неоправданно много у нас контролеров. Но ты сам понимаешь, что произойдет по-другому: все одобрительно покивают, затем похлопают рассказчика по плечу и похвалят за находчивость.


Теперь представь обратную ситуацию: допустим, в кругу студентов или других прожженных безбилетников ты рассказываешь о своих похвальных принципах. Мол, всегда пробиваешь талончик, даже ночью в пустом троллейбусе, когда все контролеры давно спят. Или переходишь дорогу исключительно на зеленый, даже если рядом нет инспекторов ГАИ и улица свободна от машин. Какова будет реакция? Думаю, в лучшем случае твои слушатели недоуменно пожмут плечами, а в худшем - покрутят пальцем у виска. Слишком много людей еще искренне не понимают, как можно сознательно не нарушить правило, если за это не будет никакой ответственности. К чему платить, если этого никто не требует, кроме механического голоса из кабины водителя? Голос еще не научился выписывать штраф...


Потом, вспомни любую сцену противостояния безбилетника и контролера. На чьей стороне обычно оказываются симпатии окружающих? Все почему-то защищают "зайца" и волком смотрят на контролера. Я жду не дождусь, когда случится наоборот: пассажиры возмутятся, что человек посмел бесплатно кататься в общественном транспорте, ни копейки не внеся в общую кассу. Жду, когда не контролер начнет взывать к чужой совести, а сами граждане напомнят нахалу, что цена талончика даже наполовину не покрывает себестоимости поездки. Жду, когда сочувствующие безбилетнику граждане поймут, что бремя транспортных издержек лежит на плечах города, то есть каждый горожанин лично оплачивает "зайцам" их бесплатные покатушки. Жду, но в этой жизни, видимо, не дождусь.


Вместо того чтобы ужесточать спрос, транспортники идут навстречу пассажирам: вводят армию кондукторов. Ты почему-то расцениваешь это как очередное неудобство, а я считаю лучшей мерой для спасения "нечаянных безбилетников". Помнишь, раньше приходилось оправдываться перед контролерами: дескать, не нашел киоска с талонами, не успел купить, не смог передать деньги водителю? Теперь эта проблема решена: не нужно искать газетный киоск, спокойно зашел в транспорт - и тут же оплатил проезд. Сервис! А тебе и он кажется навязчивым. Возможно, из-за того, что кондукторы недостаточно почтительны в общении с тобой? Так и эта проблема решается: "Минсктранс" уже объявил, что "претенденты на должность контролера должны будут проходить тестирование, по итогам которого оценят уровень их стрессоустойчивости и коммуникабельности".


Как видишь, все для удобства клиента. А теперь расскажи мне, какой шаг сделали пассажиры навстречу тому самому общественному транспорту, без которого в городе, как без ног? Приняли коллективное обязательство безусловно оплачивать проезд? Поклялись выкупить годовой тираж талонов? Пообещали никогда не ругаться с кондукторами? Ничего подобного нет и не будет. Почему - я уже говорил, сейчас лишь уточню.


Транспортная тема - не единственный пример, а одна из многих сфер, где некоторые граждане (причем вполне обеспеченные) удовлетворяют свою некрасивую страсть к мелким правонарушениям. Магазинное воровство - из той же оперы. Демонстративное нарушение ПДД - та же тема. Наплевал на правила - герой, а не придурок. Пока будет так, ничего не изменится.


До тех пор, пока мелочное надувательство будет почитаться у нас за доблесть, армия контролеров не уменьшится. Наоборот, ее стоит увеличить, чтобы за каждым "зайцем" стоял персональный "Дед Мазай" и бил его веслом за любую попытку уклониться от оплаты проезда. Да, экономически это дорого (для государства), а физически - больно (для плута). Но избежать сотрясения мозга легко, и для этого не нужна каска. Достаточно всего лишь талона.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter