Конструктивное продолжение

Президент обсудил итоги парламентских выборов с главами наблюдательных миссий ОБСЕ и СНГ

Президент обсудил итоги парламентских выборов с главами наблюдательных миссий ОБСЕ и СНГ


Парламентские выборы завершились, результаты окончательные и, как говорится, обжалованию не подлежат. Настало время проанализировать прошедшую в Беларуси избирательную кампанию. Это задача не только для профессиональных экспертов. Рядовому избирателю интересно узнать, с каким отрывом победил кандидат, за которого он отдал свой голос. Проигравшим полезно подумать на досуге, в чем причина их поражения. Наверняка какие–то выводы для себя сделает Центризбирком, чтобы будущие кампании провести еще четче, еще аккуратнее. Не секрет также, что за белорусскими выборами пристально наблюдали из–за границы. Причем «из–за границы» — это условно выражаясь. За ходом голосования здесь, в Беларуси, следила почти 1.000 международных наблюдателей. Около половины из них приехали по линии ОБСЕ, вторую по численности миссию прислало СНГ. В течение всей кампании руководство страны прислушивалось к мнениям и пожеланиям наблюдателей, теперь демонстрирует внимательное отношение к их выводам. Подтверждением этому могут служить вчерашние встречи в резиденции Президента. Александр Лукашенко поочередно встретился с координатором краткосрочных наблюдателей ОБСЕ Анн–Мари Лизен, а затем — с главой миссии СНГ, исполнительным секретарем Содружества Сергеем Лебедевым.


Обе встречи прошли в доброжелательной атмосфере, а г–же Лизен Президент по завершении полуторачасовых переговоров подарил цветы. Таким образом Александр Лукашенко выразил признательность бельгийскому политику в том числе и за то, что она много лет занимается чернобыльской проблематикой. Впервые нынешний вице–председатель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ посетила Беларусь в далеком 1987 году, на следующий же год после аварии на ЧАЭС. Она призналась, что помнит у нас «совсем другую жизнь». «Этой точки зрения придерживаются все, с кем мы говорили, они высказываются в этом же позитивном ключе об обновлении города, о росте благосостояния людей, повышении уровня жизни, — рассказала Анн–Мари Лизен. — Для Европы важно осознавать и знать, что европейские соседи прогрессируют». От темы Чернобыля собеседники плавно перешли к выборам.


Президент подчеркнул, что «не ждал революционных признаний» от миссии наблюдателей ОБСЕ. Напомню, в озвученном в понедельник предварительном докладе содержались как критические замечания, так и позитивные моменты, отмеченные в завершившейся политической кампании. Александр Лукашенко сказал, что внимательно ознакомился с предварительным заключением наблюдателей ОБСЕ. «Полагаю, вы должны еще очень серьезно оценить все, что сделано в Беларуси в предвыборный период, прежде чем писать окончательное заключение, — заметил он. — Но, с моей точки зрения, вы сказали самое главное: наши выборы проведены в соответствии с национальным законодательством. Какие бы ни были законы в стране, их нужно исполнять. Пока существуют законы и они не изменены, страна и ее граждане должны жить исключительно по этим законам. Это аксиома».


«Я думал над вашими словами о том, что предвыборная кампания в Беларуси проходит не совсем так, как на Западе, и как–то скучновато. Здесь я с вами на 100 процентов согласен, — разговор вчера был предельно откровенный. — Но этому есть объяснение. У нас парламентские выборы — не главные. Главные — президентские выборы. Если бы мы объединили выборы и исполнительной, и законодательной власти, то у нас было бы шума и треска столько!» При этом Президент допускает, что в Беларуси еще не выработалась устойчивая традиция выборных кампаний. «Это, на мой взгляд, всегда грозит некой дестабилизацией внутриполитической ситуации и может привести к негативным последствиям в экономике и социальной жизни. В этом мое опасение. И как вы понимаете, оно сегодня еще усилено финансовым кризисом в Европе и Америке. Поэтому во время этой кампании я как Глава государства пытался все удерживать в таких рамках, чтобы не расшатать обстановку в стране, чтобы не было негативных последствий», — пояснил Александр Лукашенко.


От процедуры выборов перешли к обсуждению внешней политики. Интрига прошедшей кампании заключалась в том, что Евросоюз и США заранее объявили их лакмусовой бумажкой для определения будущего формата отношений с Беларусью. Точнее, даже не сами выборы, а заключение ОБСЕ должно было стать такой лакмусовой бумажкой. В Минске не считали правильным ставить отношения между государствами в зависимость от заключения международных наблюдателей. Тем не менее белорусские власти согласились с этим предложением и всячески способствовали тому, чтобы на выборы приехало как можно больше международных наблюдателей и чтобы их работе ничего не мешало. Анн–Мари Лизен на встрече с Президентом особо отметила это обстоятельство. «Хочу поблагодарить за возможность свободной работы наблюдателей ОБСЕ в Беларуси, — сказала она. — Мы не можем отметить ни одного ограничительного аспекта в нашей деятельности». Вице–председатель ПА ОБСЕ считает, что выводы миссии предоставляют возможность для начала диалога между Европой и Беларусью. «Несмотря на те критические вещи, которые наблюдатели ОБСЕ высказывают, мы любой стране мира, в данном случае Беларуси, стремимся оставлять дверь открытой, чтобы оставалась возможность для диалога. Мы все считаем, что сегодняшние отношения с Беларусью находятся на той стадии, когда они могут быть улучшены», — подчеркнула Анн–Мари Лизен. Критику ОБСЕ она сама охарактеризовала как конструктивную.


Александр Лукашенко рассказал, что Беларусь ждет от ЕС снятия санкций и других ограничений для развития отношений. «Вы всегда критиковали Советский Союз за то, что он выстроил на границе некий «железный занавес» и отгородился от всего мира и Европы. Правильно! Так зачем же вы сейчас вокруг нас этот металлический забор воздвигли? Мы ждем отмены всяких санкций, которые вы ввели, обидев белорусский народ, — заявил Президент. — Надо снять «железный занавес» и не разговаривать через забор, как плохие соседи, а начать нормальный политический диалог».


При этом он заметил, что визовые ограничения в отношении отдельных официальных лиц «в ряду проблем стоят на последнем месте». «А вот поставить весь наш народ в другие условия по сравнению с Украиной и Россией по визам — это вообще унижение», — считает он. По его словам, Европа «по меньшей мере по двум причинам не имела права ввести против белорусов даже малейших санкций». «Во–первых, во Второй мировой войне мы потеряли каждого третьего человека, мы защищали всю Европу. Во–вторых, чернобыльская трагедия: не мы строили станцию, не мы ее обслуживали и не мы ее взорвали. Но 85 процентов несчастий выпало на нашу голову. Зачем же вы еще нам подбрасываете некий «европейский Чернобыль», вводя санкции и прессингуя нашу страну, наш народ? В чем же белорусский народ виноват перед Европой? Мы чудес от вас не ждем и не просим, как другие государства, чтобы нам давали деньги, чтобы нас принимали в Евросоюз. Давайте нормально сотрудничать», — предложил Александр Лукашенко.


«И я бы не советовал Европе смотреть на Беларусь глазами отдельных обанкротившихся политиков от так называемой оппозиции в нашей стране, — еще один момент подчеркнул вчера Президент в разговоре с европейским политиком. — Что такое оппозиция? Вы видели. И когда вы до выборов говорили нам и сигнализировали о том, что мы должны дать возможность гражданам страны обсудить итоги выборов на площади и ни в коем случае не разгонять и не использовать силу, я сам себе подумал: слава Богу, что наблюдатели посмотрят, как наши граждане на площади будут обсуждать итоги выборов. Я предупредил руководителей силовых органов, чтобы ни одного из силовиков и близко там не было: пусть госпожа Лизен со своими коллегами посмотрит на нашу оппозицию. Я ожидал там 400 человек (это их постоянный количественный состав), пришли 250». Александр Лукашенко добавил, что эта часть белорусского общества, безусловно, имеет право голоса, но нужно понимать, что они составляют меньшинство.


Последнее, на чем акцентировал внимание собеседницы Президент, это отношения с Россией в контексте новых отношений с Европой. «Будет очень большой ошибкой Европы, если от нас будут требовать улучшения отношений с Евросоюзом за счет ухудшения отношений с Россией, — говорит он. — Не думаю, что Европе будут выгодны плохие отношения Беларуси с Россией. И мы на это никогда не пойдем». При этом Александр Лукашенко выразил убежденность, что белорусская сторона сможет «найти ту равнодействующую, которая будет интересна и Беларуси, и Европе, и России». «Мы в этом направлении готовы сделать все. Но не хочу, чтобы вы воспринимали это так, что у нас уже такая ситуация, что мы готовы на четвереньках ползти в Европейский союз или в ОБСЕ, ПАСЕ. У нас такой ситуации нет», — уверен Президент. Остальная часть переговоров проходила за закрытыми дверями.


Затем в резиденцию прибыл исполнительный секретарь СНГ. Сергей Лебедев подчеркнул, что с точки зрения миссии Содружества выборы в Беларуси прошли свободно, демократично, в соответствии с национальным законодательством и международными стандартами. «У наблюдателей от СНГ было больше возможностей для наблюдения, чем у представителей западных миссий, поскольку мы приехали раньше, — считает он. — Они (миссия ОБСЕ. — Прим. И.К.) отмечали позитивный ход выборов и вечером 28 сентября констатировали общие с нами оценки. Меня удивило, когда на утро 29 сентября они говорят, что не могут констатировать, что выборы соответствуют нормам ОБСЕ. Невольно возникает ощущение, что сохраняется двойной подход или у них есть какая–то установка». Пожалуй, этими словами позиция наблюдателей СНГ выражена емко и четко...


Александр Лукашенко поблагодарил международных наблюдателей за проделанную работу. Президент заявил, что замечания будут приняты во внимание, «для нас это будет работа над ошибками», а будущие выборы будут идеальными с точки зрения избирательного процесса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter