Режиссер Галина Адамович презентовала новый фильм - "Беларусь. Документальная история"

Конспект воспоминаний

Говорят, документальные кадры как хорошее вино: со временем приобретают все большую ценность. Два десятка лет для страны в контексте глобальной истории — это как одно мгновение, однако по фильмам, созданным студией «Летопись» за прошедшие годы, уже сейчас можно составить представление о том, как изменилась Беларусь и ее герои за десятилетия суверенной истории. Вспомнить о трудной и кропотливой работе, в результате которой страна стала такой, какой мы знаем ее сейчас, — сильной, успешной, независимой, режиссер Галина Адамович предлагает в своей новой ленте «Беларусь. Документальная история». В титрах, кстати, значится, что автором идеи фильма является главред «СБ» Павел Якубович. Новинка — своеобразная кинолетопись авторства режиссеров и операторов Национальной киностудии «Беларусьфильм», которая воссоздает целостную панораму развития Беларуси в годы ее существования как независимого государства. Премьера картины назначена на завтра. Высоких гостей и съемочную группу примет столичный кинотеатр «Центральный». А вот предпремьерный показ уже состоялся: среди тех, кому посчастливилось первыми «пролистать» документальные кадры, оказались и корреспонденты «СБ».

 Поздравить Галину Адамович и творческую группу проекта
приехал министр культуры Борис Светлов (крайний справа).

«Беларусь. Документальная история» — это рассказ о людях, фактах, событиях глазами белорусских режиссеров–документалистов. Среди тех, кто принял участие в съемках, и режиссер Станислав Гайдук, создавший за 35 лет работы на киностудии почти 120 документальных фильмов. Станислав Аркадьевич вспоминает в кадре:

— Хорошо помню первые президентские выборы. В 1994 году я поехал в Шклов снимать кандидата в Президенты Александра Лукашенко — он голосовал на родине в Могилевщине. Александр Григорьевич приехал с сыном на простом «жигуленке», его встретили как родного. Но что меня больше всего поразило: деревенские бабушки, увидев его, начали плакать...

Слова Гайдука чередуются с кадрами из документальной хроники. На них — молодой режиссер Гайдук и аккуратная старушка, пришедшая на избирательный участок сделать свой сознательный и — главное! — ответственный выбор.

За триумфом Оксаны Меньковой
на Олимпиаде в Пекине следила вся страна.

— За кого будете голосовать, бабушка?

— За Лукашенко.

— А почему?

— Потому что он наш. Мы его знаем, доверяем. И программа мне его нравится. Она дает надежду.

В начале 1990–х годов на долю белорусского народа выпало немало испытаний: развал экономики, дефицит, галопирующая инфляция, пустые прилавки магазинов — с таких отнюдь не лидерских позиций пришлось стартовать в то время молодому государству. Еще один герой фильма, известный режиссер Михаил Ждановский, высказывает свой взгляд на происходящие в стране в начале 90–х события:

— Чего хотелось? Отбросить все старое, что набило оскомину, и идти дальше. Но чего ждать дальше, никто из нас не знал...

 Среди героев фильма — хирург
Юрий Островский, первым в Беларуси выполнивший трансплантацию сердца.

Именитый белорусский режиссер–документалист Виктор Аслюк признается Галине Адамович, что давно хотел снять фильм о комбайнерах. О людях полей Аслюк пока ленту не снял. Зато сделал фильм о шахтерах:

— Для меня они — настоящие мужчины, которые делают настоящее дело. Самая мужская работа из всех, что я знаю. Это картина о важной, трудной и уникальной работе.

Документалисты связаны в первую очередь с людьми, утверждает с экрана режиссер Сергей Катьер. Жанр портрета — один из любимых у документалистов. При этом в любом портрете важно не заниматься перечислением, не суетиться, стараясь зафиксировать все жизненные вехи героя. Потому как за суетой можно не успеть сказать о самом главном. Один из героев Катьера — заслуженный работник сельского хозяйства Беларуси, председатель СПК «Остромечево» Алексей Скакун.

— Я долго думал, о чем снимать кино, — вспоминает Катьер. — О председателе как личности? Или все же о производственных показателях? У Александра Довженко есть такой замечательный фильм, «Земля» называется. И вот мне нестерпимо захотелось снять такое же кино, как у Довженко. О том, как один человек может изменить всю систему.

Кадры из хроники чередуются
с воспоминаниями режиссеров-документалистов.

Среди череды эпизодов есть кадр, когда женщины, убирающие в садах яблоки, распевают народные песни. Художественный вымысел? Сергей Галиевич улыбается:

— Когда мы приехали к ним на съемки, они спрашивают: «А можно, мы петь будем?» Я удивился: «А вы что, еще и поете?» — «Без песен не работаем», — засмеялись они. А ведь что это значит? Что сердце у людей поет.

26 апреля 1986 года — эта дата навсегда вошла в историю Беларуси как знак беды. За годы, прошедшие со дня аварии, почти каждый белорусский документалист сделал свой фильм о Чернобыле. Некоторые кадры вошли и в фильм «Беларусь. Документальная история». Режиссер Станислав Гайдук рассказывает, что несколько раз ездил в радиационную зону:

— За что в конечном счете и пострадал. 5 лет назад у меня обнаружились проблемы со щитовидкой, сделали операцию. Так откликнулся во мне Чернобыль...

Съемка документального кино хорошо знакома и знаменитому космонавту Петру Климуку. Петр Ильич, не так давно справивший 73–летие, улыбается с экрана:

Картина «Беларусь. Документальная история» рассказывает,
как изменилась наша страна и ее герои за десятилетия суверенной истории.

— Когда летал к орбитальной станции «Салют–4» в 1975 году, продолжительность пребывания в космосе составила 62 дня. В то время нужно было фиксировать все, что происходило вокруг. Так я  стал автором космического документального фильма.

Среди героев Галины Адамович — тренер сборной Беларуси по гребле на байдарках и каноэ Владимир Шантарович и духовник Свято–Елисаветинского монастыря протоиерей Андрей Лемешонок. Сама режиссер на экране тоже присутствует — она выступает в качестве рассказчика. Ее документальная история создана из деталей, эпизодов, фрагментов, но главное — людей, благодаря которым первые шаги нашего независимого государства становились все крепче и увереннее, отметил посетивший предпоказ министр культуры Борис Светлов:

— Это кино — прекрасная возможность перенестись в прошлое, чтобы осмыслить происходящее и новыми глазами посмотреть в будущее. Я хочу выразить признательность и благодарность всей съемочной группе за то, что у нас есть возможность задуматься над увиденным под таким знакомым и дорогим сердцу брендом, как «Летопись».

КСТАТИ

Картина «Беларусь. Документальная история» является победителем открытого республиканского конкурса кинопроектов, который прошел весной 2015 года.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 186 (24816). Вторник, 29 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter